Владение искусством аргументации это неотъемлемая часть выступления

Выражение «ораторское искусство» имеетнесколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Аргументация в ораторской речи

Навык отбора литературы традиционно был связан с умением пользоваться каталогами алфавитным, систематическим, предметным. Сегодня в связи с широким распространением компьютера появились большие возможности использования для отбора литературы всемирной информационной системы Интернет. Навыки изучения литературы складываются из умения определить из отобранной литературы те источники, которые подлежат наиболее внимательному изучению, сделать нужные выписки конспект , осмыслить и систематизировать изученный материал. Навык составления плана выступления предполагает умение его структурирования, композиционного расчленения. План — это взаимное расположение частей, краткая программа выступления.

Навык написания текста формируется в результате систематического труда по составлению письменного текста своих выступлений. Работа над письменным текстом активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над письменным текстом, оратор имеет возможность подобрать наиболее удачные слова и выражения, исключить речевые ошибки. К письменному тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму.

Навык самообладания перед аудиторией сводится к умению преодолевать стартовое волнение, «взять себя в руки» в начале выступления, не поддаваться на провокации и не терять контроля над самим собой, если кто-то в аудитории путем провокационных вопросов, реплик попытается вывести оратора из эмоционального равновесия с целью срыва выступления. Развитию этого навыка способствует регулярная практика публичных выступлений, а также психологические тренинги, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе. Навык ориентации во времени ми рамками выступления. Если время выступления не установлено, то оратор должен по реакции аудитории уметь определить, готова ли аудитория слушать дальше или она устала и пора заканчивать выступление.

Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков, которые позволяют ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Это, например, умение самостоятельно составить план выступления, подготовить выступление. Так как текст, подготовленный другими людьми, даже лучшими, чем оратор, специалистами в этой области знания, остается чужим. Чтобы текст хорошо звучал, чтобы он оказывал эффективное воздействие на аудиторию, он должен быть «своим», лично выстраданным, пропущенным через твои разум и чувства.

Другой важной характеристикой оратора является умение доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей. Это умение определяется тем, как оратор знает предмет речи и в какой степени он владеет речевой культурой. Оратор не должен избегать отвечать на неприятные для него вопросы. Ответы на вопросы должны быть точными и краткими, но достаточно аргументированными.

Следует также заботиться о корректной форме ответа на вопросы, ответ не должен оскорблять чувства автора вопроса. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, — это умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. В практике бывают удачные импровизации ораторских выступлений.

Однако если существует возможность для подготовки, то ее следует обязательно использовать. Повседневная подготовка к выступлению включает следующие элементы. Оратор должен быть в курсе происходящих событий, расширять свой общий кругозор и углублять свои знания в профессиональной деятельности. С этой целью рекомендуется делать выписки, составлять конспекты прорабатываемых источников, делать вырезки из газет и журналов, собирать пословицы и поговорки, накапливать статистический материал, сохранять вопросы, которые были заданы после очередного выступления.

Как уже отмечалось выше, хорошее владение фактическим материалом является важной предпосылкой успеха ораторской речи. Но этот материал надо уметь преподнести, донести до сознания слушателей. И здесь на первый план выходит искусство речи, мастерство владения словом. Человек, который по роду своей деятельности систематически выступает с публичными речами, должен постоянно обращать внимание на культуру речевого общения, всегда стремиться говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать свою мысль, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету.

Этому способствует активное участие в деловых беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, родственников, коллег, на семинарских и практических занятиях, в прениях и дискуссиях. Эффективность публичного выступления напрямую связана с владением оратором техникой речи. Основные элементы речевой техники: фонационное речевое дыхание, голос правильные навыки голосообразования и дикция степень отчетливости в произнесении слов, слогов, звуков. Правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкая дикция, безупречное произношение позволяют оратору привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение и волю слушателей.

Совершенствованию ораторского мастерства способствует и критический анализ как выступлений других ораторов, так и своих собственных. Слушая выступления других ораторов, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала: языковое оформление речи, ораторские приемы. При этом следует определить для себя, что нравится, а что вызывает отрицательную реакцию, какие слова, речевые обороты, действия, приемы способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы использовать для управления аудиторией.

Все эти знания содержатся в литературе по ораторскому искусству. Каждое выступление по тематике, цели, характеру аудитории и т. Поэтому при подготовке к конкретному выступлению необходимо обратить внимание на следующие этапы. Проблема — это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей.

Тема — это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа? Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований: — тему необходимо формулировать четко и кратко, так как длинные формулировки, включающие незнакомые слова и выражения, могут вызывать отрицательное отношение к предстоящему выступлению; — выбранная формулировка должна отражать содержание выступления; — формулировка также должна привлечь внимание слушателей, заинтересовать их. Цель — это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т.

Так, в теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа? Содержание выступления, как уже отмечалось, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен собрать интересный и полезный для аудитории материал. Откуда же оратор может почерпнуть его?

Если это опытный оратор, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Новые же идеи, сведения, факты, примеры для своей речи можно найти, обратившись к официальным документам, справочной литературе, научной и научно-популярной литературе, статьям из газет и журналов, материалам, помещенным в Интернете; передачам радио и телевидения, результатам социологических опросов, художественной литературе, личным контактам, беседам, интервью, размышлениям и наблюдениям. План выступле-ния — это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной.

Композицией называется построение выступления, соотношение его отдельных частей со всем выступлением как единым целым. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи резко снижается. Существуют общие принципы построения выступления, которыми следует руководствоваться оратору: — принцип последовательности.

Эти различные способы старая и новая риторика возводит к источникам или модусам убедительности. Таких модусов три: логос, этос и пафос. Логос — это убеждение посредством апелляции к рассудку, последовательностью доводов, построенных по законам логики. Этос — убеждение посредством апелляции к признаваемым аудиторией моральным принципам. Поскольку общие моральные принципы и ценности известны справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т. Пафос означает возбуждение эмоции или страсти, на базе которой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано уже в старой риторике. Были описаны эмоции, успех в возбуждении которых означал и успех в убеждении: радость, гнев, надежда, страх, грусть, энтузиазм, отвага, гордость и др. Риторика рекомендует в общем случае подбирать материал так, чтобы активизировать все три модуса убедительности. В тексте должна быть представлена логическая последовательность рассуждений, доводы должны опираться на моральные принципы и апеллировать к эмоциям аудитории. При этом модусы убеждения должны быть приведены в гармонию друг с другом и с темой. Возбуждаемые эмоции должны соответствовать теме. Резкие скачки от рационального убеждения к эмоциональной речи недопустимы — нужны плавные переходы. Первый канон риторической разработки речи включает также подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности, об источниках изобретения доводов и аргументов. Эти источники выстроены в иерархию — от наиболее абстрактных к наиболее конкретным. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов: Кто? С помощью кого? При посредстве чего? Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами или топосами греч. В современной вузовской риторике они именуются также «смысловыми моделями» или «схемами», а сам подраздел — топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы. В риторике за период ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможных группировок выглядит следующим образом: 1 Условия: Кто? Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение — сходства и различия и т. Пример развития темы: предмет что? Сравнение: компьютер и абак, компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон общие функции и т. Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т. Пример: принципы действия компьютера передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, оптический сигнал, цифровое кодирование сигнала , роль человека-оператора, программное обеспечение. Топосы: место — географически, социально в каких слоях общества ; расстояние близко-далеко ; время утро-день-ночь , эпоха современная, классическая и т. Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры сначала — только производственное и служебное использование. Время возникновения: 20 в. Счетные машины прошлых веков и т. Топосы: причины, цели, намерения, последствия и т. Пример: почему возникли компьютеры, для чего они сегодня используются, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия в виде информационных войн и т. Каждую группу мест составитель речи или текста может наполнять в зависимости от собственных потребностей, исключая некоторые топосы или добавляя новые. Необходимо также иметь в виду, что структура мест ни в коей мере не идентична структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная структура, помогающая подбирать содержательное наполнение. В современной дидактической риторике можно встретить отождествление понятий «места» loci и «общие места» loci communes. Между тем, в теоретической риторике, начиная от Аристотеля, эти понятия не являются тождественными. Под «общими местами» подразумеваются не стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы, а содержательно определенные места, служившие «для эмоционального усиления уже имеющихся доводов... По отвлеченности своего содержания эти мотивы могли одинаково развиваться в речах по любому поводу: отсюда их название» М. Методика распространения и обогащения найденного с помощью техники риторических мест содержания получила название риторической амплификации. Расположение или композиция материала dispositio. В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Основу канона «расположение» составило учение о хрии, или о композиции речи. На базе учения о хрии возникли такие современные дисциплины, как учение о литературной композиции и теория композиции как часть теории текста. Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех вступление — основная часть — заключение до семи вступление — определение темы с ее подразделениями — изложение — отступление — аргументация или доказательство собственного тезиса — опровержение — заключение. К этим блокам можно добавить еще один блок — заглавие текста. Подробное разделение используется для текстов, относящихся к функциональным разновидностям языка научной и деловой речи, публицистике. Оно не всегда применимо к анализу художественных произведений. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов: зачин — завязка — кульминация — развязка — концовка. Как отдельный блок в традиционной риторике не выделялось. Значение заглавий возросло с развитием риторики массовой коммуникации. Здесь заглавие или название телепрограммы стало рассматриваться как средство привлечения внимания адресата к тексту газетной публикации или к телепередаче в условиях альтернативного выбора, связанного с постоянным увеличением числа поступающих к адресату сообщений. Его функции состоят в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы. Вступление рекомендуется строить так, чтобы сразу же заинтересовать слушателей темой и сформировать благоприятные психологические условия ее презентации. Для этого можно обосновать выбор темы, выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема. В зависимости от вида аудитории, характера темы и ситуации коммуникации, автор должен выбрать одно из видов вступления: обычное для некоторых типов текстов существует стандартная форма вступлений , краткое, сдержанное, нестандартное парадоксальное , торжественное и др. Здесь же нужно заметить, что вступление, как и некоторые другие структурные блоки например, аргументация , может присутствовать в тексте либо только один раз, либо сопровождать введение каждой новой подтемы. Определение темы и подразделения ее. Здесь автор прямо определяет то, о чем он собирается говорить или писать далее, и перечисляет важнейшие вопросы, которые он хочет осветить аспекты темы. В ряде жанров специальной коммуникации учебная лекция, научная статья здесь может быть предложен план дальнейшего сообщения. Подразделение темы должно отвечать ряду критериев: быть логически целесообразным; содержать только существенные, приблизительно равнозначные аспекты темы. Если главной задачей является убеждение аудитории, риторика рекомендует строить подразделение по нарастающей: от наименее убедительных к наиболее убедительным аспектам темы. Определение темы и тезиса может следовать как перед изложением, так и после него, предваряя аргументацию. Прямое именование темы не обязательно для философских и художественных произведений. Более того, указание темы, особенно в самом начале, может негативно сказаться на эффективности воздействия подобного рода произведений на аудиторию. Последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом. Различают два метода изложения: 1 естественный, сюжетный, исторический или хронологический метод, когда отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности сначала причина, потом следствие и т. При этом после сообщения о более позднем во времени событии может следовать сообщение о более раннем событии, после рассказа о следствиях — рассказ о причинах и т. Отступление или дигрессия, экскурс. Здесь кратко характеризуется предмет, который связан с основной темой лишь косвенно, но о котором автор считает необходимым рассказать аудитории. Не является обязательной композиционной частью. Жестко место отступления в композиции также не зафиксировано. Обычно отступление располагается либо по ходу изложения, либо после изложения и перед аргументацией. Отступление может использоваться для снятия умственного напряжения, если тема требует серьезных интеллектуальных усилий аудитории и автора, или эмоциональной разрядки, если автор случайно или намеренно затронул эмоционально небезопасную в данной аудитории тему. Аргументация и опровержение. Под аргументацией понимается собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов. Опровержение — та же аргументация, но с «противоположным знаком», то есть собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса, или, если основной антитезис не сформулирован — против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов. И у Аристотеля, и у неориторов аргументация включая опровержение считается важнейшим композиционным блоком, поскольку именно ей принадлежит главная роль в убеждении аудитории, а, следовательно, в достижении риторических целей как таковых. Учение об аргументации активно развивалось уже в старой риторике. В новой же риторике теория аргументации представляет главную ее часть. Важнейшее разграничение в теории аргументации — это разграничение между доказательством, демонстрацией или логической аргументацией с одной стороны и риторической, диалектической аргументацией или просто аргументацией — с другой. Доказательство выполняется по формальным правилам логики: законам логического вывода, правилам построения силлогизма и общим логическим законам. Случай, когда автору удается вывести истинность тезиса путем формального доказательства рассматривается как почти идеальный. Однако чаще формальное доказательство тезиса невозможно. В этом случае автору приходится прибегать к риторической аргументации. Так, убеждая аудиторию руководителей химических предприятий в необходимости реализации ими мер по охране окружающей среды, недостаточно просто доказать базируясь на данных химических и биологических наук , что вещества, выбрасываемые их предприятиями, вредны для живых организмов. Это доказательство нужно подкрепить иллюстрацией, например, чем может кончиться контакт с таким веществом для детей того или иного руководителя, а также упоминанием о санкциях, грозящих тому, кто не принимает необходимые меры для обезвреживания выбросов. Риторические аргументы различаются прежде всего по топосам местам , с помощью которых они могут быть изобретены или подобраны. На этом основании можно прежде всего выделить две большие группы: аргументы, происходящие из «внешних» мест наблюдение, иллюстрация, пример и свидетельство и аргументы, происходящие из «внутренних» мест дедуктивная, в частности, причинно-следственная, родо-видовая и др. В современной теории аргументации первая группа иначе называется эмпирической, а вторая — теоретической аргументацией А. Выделяются и другие общие классы риторических аргументов: аналогия, дилемма, индукция, а также и контекстуальные аргументы: традиция и авторитет, интуиция и вера, здравый смысл и вкус А. С точки зрения современной теории аргументации Х. Перельман , выбор той или иной формальной разновидности риторического аргумента прямо зависит от содержания, которое хочет вложить в него автор. Что касается исследовательского интереса современной теории аргументации, то он направлен, прежде всего, на изучение наиболее сложных случаев, например, невозможности формальных доказательств истинности моральных суждений или суждений о ценностях. Изучение этого класса суждений особенно важно для юридической аргументации, имеющей дело с нормативными высказываниями. В опровержении могут использоваться те же разновидности аргументов, но с обратным знаком например, руководитель химического предприятия заявляет, что польза продукции его предприятия для экономики страны неизмеримо выше, чем вред, наносимый загрязнением местного водоема. Наилучшим считается опровержение, когда несостоятельность тезиса выводится формально-логически. Наряду с логическим доказательством и перечисленными выше стандартными методами риторической аргументации, существует обширный набор приемов, используемых преимущественно для опровержения антитезиса «аргумент к личности», «аргумент к невежеству», «аргумент к силе», введение в заблуждение многословными пустопорожними рассуждениями, манипулирование многозначностью слов, подмена понятий на омонимичные и т. Использовать их риторика не рекомендует по этическим соображениям, однако их следует знать, чтобы распознать у оппонента. Подобными приемами пользовались еще софисты в Древней Греции. Для их изучения сложилась специальная прикладная риторическая дисциплина — эристика. Материал, накопленный эристикой, стал объектом интереса современной теории аргументации. Поскольку софисты не составляли подробных списков своих приемов и уловок иначе спрос на их преподавательские услуги снизился бы , подробное описание и систематизация уловок принадлежит более поздним временам. Среди известных работ в этой области — брошюра А.

Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так: Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию. Выразить свои мысли или идеи таким образом, чтобы заинтересовать другого человека. Способность адаптировать свою речь и тему доклада общения , чтобы слушатель все понял. Создание комфортных условий для общения. Способность объективно оценить слушателя. Основатели ораторского искусства Основы ораторского искусства были заложены еще в Древней Греции. Именно жители Эллады первыми начали придавать значение речи и ее влиянию на других. Пытаясь добиться правильного произношения, многие известные философы использовали занятные приемы. Одним из основоположников ораторского искусства был Демосфен, который садился на берегу моря, набивал камнями рот и пробовал говорить четко и громче шума морского прибоя. Аристотель первым использовал понятие «риторика», которое согласно его трудам означало искусство красноречия. Наряду с Демосфеном и Аристотелем, известны другие выдающиеся ораторы того времени — Горгий, Гиперид, Перикл и пр. Фома Аквинский, Мартин Лютер, Пьер Абеляр и другие известные личности Средневековья внесли свой вклад в основы ораторской речи. Марк Цицерон , один из основателей ораторского искусства, вошел в историю как теоретик этого направления. Он был уверен, что красноречие обладает особенной силой влияния, что необходимо в управлении страной. Он ставил такие задачи перед оратором: Продемонстрировать достоверность выложенной информации и фактов. Влиять на поведение и волю людей, вдохновлять и направлять их к активной деятельности. Доставить слушателям эстетическое удовольствие своим выступлением. Виноградов внедрил термин «образ ритора», отмечая, что оратор строит свой образ подобно актерам в масках, а подготовка и исполнение речи должна быть сознательным процессом с соответствующей подготовкой. Карнеги, известный психолог и писатель, подчеркивает, что логической основой ораторской речи есть индивидуальные особенности самого оратора.

Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так: Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию. Выразить свои мысли или идеи таким образом, чтобы заинтересовать другого человека. Способность адаптировать свою речь и тему доклада общения , чтобы слушатель все понял. Создание комфортных условий для общения. Способность объективно оценить слушателя. Основатели ораторского искусства Основы ораторского искусства были заложены еще в Древней Греции. Именно жители Эллады первыми начали придавать значение речи и ее влиянию на других. Пытаясь добиться правильного произношения, многие известные философы использовали занятные приемы. Одним из основоположников ораторского искусства был Демосфен, который садился на берегу моря, набивал камнями рот и пробовал говорить четко и громче шума морского прибоя. Аристотель первым использовал понятие «риторика», которое согласно его трудам означало искусство красноречия. Наряду с Демосфеном и Аристотелем, известны другие выдающиеся ораторы того времени — Горгий, Гиперид, Перикл и пр. Фома Аквинский, Мартин Лютер, Пьер Абеляр и другие известные личности Средневековья внесли свой вклад в основы ораторской речи. Марк Цицерон , один из основателей ораторского искусства, вошел в историю как теоретик этого направления. Он был уверен, что красноречие обладает особенной силой влияния, что необходимо в управлении страной. Он ставил такие задачи перед оратором: Продемонстрировать достоверность выложенной информации и фактов. Влиять на поведение и волю людей, вдохновлять и направлять их к активной деятельности. Доставить слушателям эстетическое удовольствие своим выступлением. Виноградов внедрил термин «образ ритора», отмечая, что оратор строит свой образ подобно актерам в масках, а подготовка и исполнение речи должна быть сознательным процессом с соответствующей подготовкой. Карнеги, известный психолог и писатель, подчеркивает, что логической основой ораторской речи есть индивидуальные особенности самого оратора.

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Римская империя В Римской империи риторика также играла важную роль. Она использовалась для политических выступлений, судебных процессов и общественных дебатов. Римские ораторы, такие как Цицерон, считались мастерами риторики и оставили значительное наследие в этой области. Средние века и Возрождение В Средние века риторика была связана с религиозными выступлениями и проповедями. Однако с развитием гуманизма в эпоху Возрождения риторика вновь стала актуальной. Изучение риторики стало неотъемлемой частью образования, и она использовалась для развития навыков коммуникации и убеждения. Современность В современном мире риторика остается важным инструментом коммуникации. Она применяется в политике, бизнесе, медиа и других сферах деятельности. Риторические приемы и техники используются для создания убедительных аргументов, привлечения внимания аудитории и достижения поставленных целей.

История развития риторики показывает, что она является неотъемлемой частью человеческой культуры и имеет значительное влияние на общество и индивидуальное развитие. Основные принципы риторики Риторика — это искусство убеждения и коммуникации, которое основано на определенных принципах. Вот основные принципы риторики: Целевая аудитория Перед тем, как начать свою риторическую речь, необходимо определить целевую аудиторию. Это группа людей, которую вы хотите убедить или влиять на нее. Знание своей аудитории позволяет адаптировать свою речь и использовать подходящие аргументы и приемы. Цель речи Каждая риторическая речь имеет свою цель. Она может быть убеждением, информированием, вдохновением или вызовом к действию. Четкое определение цели помогает сосредоточиться на основных аргументах и достичь желаемого результата.

Логика и аргументация Риторика основана на логике и аргументации. Ваша речь должна быть логически связанной и содержать убедительные аргументы. Используйте факты, статистику, примеры и экспертное мнение, чтобы подтвердить свои утверждения и убедить аудиторию в правильности вашей точки зрения. Эмоциональное воздействие Риторика также включает в себя эмоциональное воздействие на аудиторию. Используйте эмоциональные аргументы, истории и примеры, чтобы вызвать сочувствие, вдохновение или другие эмоции у слушателей. Это поможет усилить ваши аргументы и сделать вашу речь более запоминающейся. Стиль и ритм Стиль и ритм речи также играют важную роль в риторике. Используйте разнообразные стили речи, такие как риторические вопросы, повторы, параллелизм и метафоры, чтобы сделать вашу речь более привлекательной и запоминающейся.

Ритмичная речь с паузами и акцентами помогает подчеркнуть важные моменты и удерживать внимание аудитории. Эти принципы риторики помогают создать убедительную и эффективную речь, которая может влиять на аудиторию и достигать поставленных целей. Цели и задачи риторики Риторика — это искусство убеждения и влияния на аудиторию с помощью речи. Целью риторики является убедить, вдохновить или воздействовать на слушателей, чтобы они приняли определенную точку зрения или совершили определенные действия. Основные задачи риторики включают: Убеждение Одной из главных задач риторики является убеждение аудитории в правильности или целесообразности определенной идеи, мнения или действия. Риторические приемы, такие как логические аргументы, эмоциональные апелляции и использование авторитетных источников, помогают убедить слушателей и получить их поддержку. Вдохновение Риторика также стремится вдохновить аудиторию и вызвать у нее эмоциональную реакцию.

Речь логична, если в ней правильно отражаются элементы реальной действительности и определяются понятия, объективно передаются их отношения, если она соответствует правилам операций с понятиями и законам мышления. Для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики — науки о правильном мышлении, приводящем к истинным выводам. Выделяют четыре основных логических закона, выражающих главные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, то есть на протяжении всего рассуждения мысль должна иметь устойчивое, неизменное содержание, чтобы не произошла подмена понятия. Нарушение закона тождества, в частности, связано с употреблением многозначных слов, если эта многозначность не устранена контекстом: Долг врача — довести больного до конца! Закон непротиворечия гласит: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Другими словами, утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении. Сравним два утверждения: Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих друг другу суждений предполагает, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль. Нарушение закона достаточного основания представлено в следующих утверждениях: Эти две прямые параллельны, так как у них нет общих точек; Я не болен, так как у меня нет температуры. В первом примере отсутствие общих точек не является доказательством параллельности прямых, поскольку для того, чтобы прямые были параллельными, необходимо, чтобы они принадлежали еще одной плоскости.

Во втором случае отсутствие температуры также не является основанием для вывода о состоянии здоровья, так как болезни могут иметь другие симптомы помимо повышенной температуры. Кроме следования логическим законам, логика речи предполагает умение пользоваться определенными логическими операциями, такими как определение и деление понятий, сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение. Нарушение логики речи в структуре предложения и текста приводят к появлению логических ошибок. Иногда недобросовестные ораторы намеренно используют нарушения логики в целях убедить аудиторию в своей правоте. Однако добросовестный и грамотный оратор не должен допускать логических нарушений в своей речи. Наиболее распространенные логические уловки представляют собой ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учета психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием. Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочетом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным. Подмена тезиса. Логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом. Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений.

В качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на расхожие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. К такого рода уловкам также относятся следующие: Мнимая логическая связь. Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдается за истинную. Приписывание утверждений. Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые якобы вытекают из ее предыдущих утверждений. Ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Это нарушение связано с явлением полисемии — свойством языковых единиц иметь несколько значений или выражать несколько понятий. Кроме того, логическая ошибка может крыться и в словесном оформлении речи. Оратор должен быть крайне внимателен к выбору, форме и порядку слов в речи, чтобы не допустить досадной оплошности, снижающей эффект его речи. Очень много профессий тесно связаны с произношением речей, потому они не могут обойтись без ораторского искусства.

Хорошим оратором может стать каждый человек, но для этого нужно много усердия и желания, а также постоянная отработка своих навыков. Основы искусства речи помогут вам говорить грамотно, убеждать в своем мнении, устанавливать хорошие отношения с людьми и разрешать конфликтные ситуации. Основы ораторского искусства Под ораторским искусством понимают творческую деятельность выступления на публике, в котором умело сочетаются риторика, психология и актерское мастерство. Все это в месте способствует убеждению слушающих. Риторика и основы ораторского искусства полагаются для освоения каждому человеку. Однако исключительно целеустремленная и талантливая личность способна умело применять знания на практике, используя нужные цитаты и правильно сказанные слова. В наше время это искусство подразделяется в зависимости от сфер применения: — связано с выступлениями, докладами и речами в политической и экономической сферами, а также с социальной стороной общества. Академическое — сюда относят лекции, доклады и выступления с целью донести аудитории информацию научного или познавательного характера. Презентация таких докладов происходит по определенному плану и требованиям. Судебные — к ним относятся судебные, обвинительные и защитные речи, от профессионализма которых зависит успех карьеры юриста.

Богословные — связаны с проповедями в церквях разных конфессий.

При использовании хорошо подобранных аргументов, способных активизировать эмоции, можно вызвать интерес, внимание и заинтересованность у слушателей. Таким образом, выступающий сможет удерживать внимание аудитории и делать свои идеи более запоминающимися. Пробуждение мышления: Аргументированное выступление способствует стимуляции мыслительных процессов аудитории. Презентация информации с использованием аргументов помогает слушателям анализировать и оценивать представленные факты и утверждения. Это не только помогает понять проблему, но и развивает критическое мышление и способность собственного анализа. В целом, аргументация играет важную роль в публичном выступлении, поскольку она позволяет выступающему убедить аудиторию, воздействовать на ее эмоции и стимулировать мыслительные процессы. Следовательно, умение аргументировать свои идеи эффективно является ключевым навыком для успешного публичного выступления. Отстаивание своих идей Аргументация играет ключевую роль в публичном выступлении, поскольку она способствует отстаиванию своих идей. Когда мы представляем свои взгляды и доводы публично, это не всегда оказывается легкой задачей.

Однако, с помощью аргументации, мы можем эффективно представить свои аргументы и убедить аудиторию в правильности наших идей. Отстаивание своих идей требует не только ясности мысли, но и умения структурировать свои аргументы. Здесь аргументация играет важную роль, поскольку позволяет нам логически и последовательно развивать свои идеи. Хорошо составленные аргументы, подкрепленные фактами и доказательствами, убеждают аудиторию в нашей компетентности и правильности нашего видения проблемы. Кроме того, отстаивание своих идей через аргументацию помогает предотвращать недоразумения и возможные конфликты. Когда мы ясно выражаем свои мысли и предлагаем весомые аргументы, мы повышаем вероятность того, что наши идеи будут поняты и приняты другими людьми. Это особенно важно в публичных выступлениях, на которых присутствуют разнообразные люди с разными мнениями и интересами. В заключение, отстаивание своих идей с помощью аргументации является неотъемлемой частью публичного выступления. Оно позволяет нам эффективно выразить свое мнение, убедить аудиторию и предотвратить возможные конфликты.

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Аргументация — это процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. Как приводить аргументы? Необходимо создать систему аргументов, определив, с каких аргументов следует начинать, а какими заканчивать. Иногда думают, что самое главное в аргументации — найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем так.

Аргументация как социальная деятельность

Составными частями (разделами) ораторского искусства являются инвенция (определение темы речи), диспозиция (распределение «материала» речи), мемориэлокуция (придание речи необходимого стиля, ее запоминание) и непосредственное выступление. Следовательно, риторика – наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. на словесной форме, на средствах усиления изобразительности и выразительности речи, мемория – на техниках запоминания сочиненной. Владение ораторским искусством имеет особо важное значение в деятельности юристов. Четвертая лекция курса «Ораторское мастерство». В этом видео разберемся: как подобрать убедительные аргументы и тезисы, на какие типы делятся аргументы, на к. характеристику ораторской речи, искусное владение живым.

Тема 15. Дискуссия. Дискуссионная речь

Некто взял у вас одно… Рассказ в заключении выступления поможет утвердить идею, сделать итоговый вывод. Повторите главную мысль в кульминации истории, и она лучше запомнится зрителям. Стив Джобс не был гениальным оратором от природы, но его речи расходятся на цитаты. Одно из самых знаменитых его выступлений было адресовано выпускникам Стэнфорда. В заключение Джобс рассказал историю из своей юности: — Когда я был молод, я прочитал удивительную публикацию The Whole Earth Catalog «Каталог всей Земли» , которая была одной из библий моего поколения. Её написал парень по имени Stewart Brand, живущий тут недалеко в Menlo Park. Это было в конце шестидесятых, до персональных компьютеров и настольных издательств, поэтому она была сделана с помощью пишущих машинок, ножниц и полароидов. Что-то вроде Google в бумажной форме, 35 лет до Google. Публикация была идеалистическая и переполнена большими идеями. Steward и его команда сделали несколько выпусков The Whole Earth Catalog и в конце концов издали финальный номер.

Это было в середине 70-х, и я был вашего возраста. На последней странице обложки была фотография дороги ранним утром, типа той, на которой вы, может быть, ловили машины, если любили приключения. Под ней были такие слова: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Это было их прощальное послание. Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными. И я всегда желал себе этого. И теперь, когда вы заканчиваете институт и начинаете заново, я желаю этого вам.

Эта история вдохновляет и даёт мощный толчок слушателям. В ней звучит идея, которая сформулирована действенно, через глаголы Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными. При этом внутри самого рассказа не так много действия: описывается содержание журнальной публикации и её влияние на жизнь оратора. Неотъемлемой частью хорошей истории является наличие героя, которому верит слушатель. Даже если этот герой вы сами, подумайте, что может заставить слушателя сопереживать вам. Чтобы герой ожил, нужно проработать детали: где работал, что у него болит, что ел на завтрак и т. Деталей должно быть достаточно, потому что в них заключается реальность происходящего. Антипример Моя ученица Таня боялась выступать. Когда мы поработали с ней полгода, она перестала бояться.

Теперь Таня — отличный оратор! Пример Когда я впервые увидела Таню, это была очень «забитая» девушка. Она боялась даже посмотреть мне в глаза. Таня призналась, что сцена — это её ночной кошмар, но на работе нужно выступить перед всем отделом. Мы занимались дыханием, артикуляцией, голосом, делали упражнения, чтобы избавиться от страха сцены. Вчера Таня выступила перед коллегами. Она позвонила мне и сказала, что всё прошло отлично. Я верю, что у Тани впереди ещё много блестящих выступлений! Детали очень важны для хорошего рассказа, но не увлекайтесь.

Обилие лишних деталей затянет историю, зритель начнёт скучать. Рассказ, как и вся речь, подчиняется принципу темы, фабулы и идеи. Но существует ещё несколько обязательных составляющих хорошей истории. Все они берут своё начало в сценаристике, режиссуре, теории драматургии. Конфликт — это противостояние, которое движет историю. В противостояние с героем могут вступать разные силы. Это может быть конфликт по схеме: «человек — человек»; «человек — стихия»; «богатые — бедные»; «отцы — дети» и т. В театральной режиссуре есть такое разделение конфликтов: прямой и скрытый. Прямой предполагает открытое противостояние.

Он очень динамичен, наполнен действием. Такой конфликт характерен для комедий или трагедий. Открытый конфликт в сторителлинге предполагает большое количество событий, динамичный темп речи и эмоциональность оратора. Скрытый конфликт гораздо сложнее прямого, потому что он не предполагает большого количества действий. В ходе такого противостояния герои улыбаются друг другу, мило общаются, но между ними перманентно присутствует напряжение, которое в итоге выльется в непредсказуемую развязку. Скрытый конфликт — основа сложной драматургии. Его можно увидеть в пьесах А. Чехова, О. Уайльда, А.

Как же воссоздать скрытый конфликт в своей истории? Такое повествование будет напряжённым, не слишком насыщенным событиями, оратор будет говорить в медленном темпе. Используйте скрытый конфликт, если хотите рассказать детективную историю. О том, как выстраивать своё выступление по этому принципу, мы скоро поговорим подробнее.

Необходимо также иметь в виду, что, как отмечают Е. Юнина и Г.

Сагач, "если "слабые" аргументы употребляются в качестве дополнения "сильных" а не как относительно независимые , то степень их "слабости" понижается и наоборот". Иногда думают, что основное в аргументации - найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем так. Латинская пословица говорит: "Доказательства следует не считать, а взвешивать". Есть и такая: "Кто много доказывает, тот ничего не доказывает". Самое главное - продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса можно считать три: один аргумент - это просто факт, на два аргумента можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее; третий аргумент - это третий удар, начиная же с четвертого аудитория часто воспринимает аргументы уже не как некоторую систему первое, второе и, наконец, третье , а как "много" аргументов. При этом нередко возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, уговаривает. Опять вспомним поговорку: "Кто много доказывает, тот ничего не доказывает". Таким образом, "много" аргументов в устном выступлении обычно начинается с четвертого аргумента. Правила аргументации 1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее.

Например: Я хочу поговорить о. Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. Например: Мне кажется, что... Подберите аргументы в поддержку своего тезиса. Приведите аргументы в систему - расположите их в определенном порядке: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.

Цель вступления — заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении различают зачин и завязку. Цель зачина — подготовить аудиторию к восприятию, привлечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные примеры. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления, на знакомство аудитории с пунктами плана. Наиболее значимой является основная часть речи.

В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения. Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традиционно используются следующие методы изложения материала: — индуктивный от конкретных фактов к обобщенным выводам ; — дедуктивный от общих положений к конкретным фактам ; — аналогии проведение параллелей с тем, что хорошо известно слушателям ; — концентрический расположение материала вокруг главной проблемы ; — ступенчатый последовательное изложение одного вопроса за другим ; — исторический изложение материала в хронологической последовательности. Выбор метода определяется коммуникативной ситуацией. Рекомендуется использовать в одном выступлении разные методы. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой аргументация. Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств для обоснования какой-либо мысли. Задача оратора — не только предложить некую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность для аудитории. Аргументы подразделяются на аргументы «за» и «против». Аргументы «за» должны убедить аудиторию в том, что они правдивы, опираются на авторитетные источники, близки установившимся в аудитории мнениям. Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что критикуемые оратором позиции не обладают теми признаками, которые выделены для аргументов «за».

Сила аргумента — понятие относительное, так как зависит от ситуации, эмоционально-психологического состояния слушателей и многих других факторов — пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории. Однако можно выделить несколько типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам обычно относят: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных источников, показания очевидцев, статистические данные. По способам воздействия на сознание и чувства слушателей аргументы делятся на две группы: 1 аргументы рациональные, или аргументы «по делу»; 2 аргументы иррациональные психологические , или аргументы к человеку. К аргументам рациональным относятся факты, обращения к авторитетам, законы, теории, аксиомы, принятые в данном обществе. К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата.

В качестве способов аргументации называют нисходящую и восходящую, одностороннюю и двустороннюю аргументацию. Нисходящая и восходящая аргументация. Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем — менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Достоинства нисходящей аргументации в том, что она позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории, заставляет активно работать мысль вначале и чувства в конце, первые аргументы лучше запоминаются. Нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной и малозаинтересованной аудитории. Слабые аргументы при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации.

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Данный способ эффективен в подготовленной, высокозаинтересованной аудитории. Он эффективен, если: атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать; мысль, которую надо обосновать, сложна; проблема для данной аудитории не является полностью решенной; аудитория может сделать самостоятельный вывод. Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя аргументация предполагает, что: — либо излагаются только аргументы «за» чистый позитив ; — либо излагаются только аргументы «против» чистый негатив. При двусторонней аргументации слушателю дают возможность сопоставить точки зрения, выбрать одну из двух альтернатив, излагая противоположные точки зрения.

Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Подбирая аргументы для доказательства выдвигаемого положения, оратору необходимо помнить о требованиях к аргументам. Аргументы должны быть истинными, непротиворечивыми, доказательными независимо от тезиса, достаточными. Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса считается число «три»: один аргумент — это еще просто факт; на два аргумента — можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее. Третий аргумент имеет решающее воздействие: начиная с четвертого аргумента аудитория воспринимает аргумент уже не как систему, а как много аргументов. При этом возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает».

Есть старая поговорка: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Завершающая часть выступления — заключение — в значительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия речи действует «закон края», то есть запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы. Написание и овладение текстом выступления. Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно.

В этом случае необходимо так подготовить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на него». Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям: 1 составить полный текст; 2 осмыслить и пересказать его своими словами; 3 разметить текст, подчеркнуть основные положения речи; 4 пронумеровать основные вопросы; 5 выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить примеры. Центральную роль при произнесении речи играет установление контакта, овладение вниманием аудитории. Каковы же факторы, обусловливающие контакт оратора с аудиторией? На первое место можно поставить содержательную сторону выступления: актуальность темы, новизну в ее освещении, характер аргументации. Не менее важное значение имеет коммуникативное состояние оратора, то есть те характеристики оратора, которые оказывают влияние на его способности установить контакт с аудиторией и поддерживать его.

Специалисты по ораторскому искусству выделяют следующие действия, необходимые для успешного взаимодействия с аудиторией: — запретить думать о посторонних вещах; — сосредоточить свое внимание на слушателях; — внимательно следить за их реакцией; — вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы; — иметь наступательный волевой настрой; — стремиться всеми силами достичь цели своего выступления. Контакт с аудиторией зависит от характера общения с аудиторией. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Эффективным ораторским приемом является диалогизация выступления: построение речи в виде вопросов и ответов. Испытанным средством разрядки, отвлечения внимания аудитории является юмор.

Опытные ораторы вводят в серьезное содержание речи шутки, каламбуры, анекдоты. Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, то есть повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи. Действенным средством может служить и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

Академическое — сюда относят лекции, доклады и выступления с целью донести аудитории информацию научного или познавательного характера. Презентация таких докладов происходит по определенному плану и требованиям. Социально-бытовое красноречие — подразумевает речи, направленные на поздравления, поминание и т. Судебные — к ним относятся судебные, обвинительные и защитные речи, от профессионализма которых зависит успех карьеры юриста. Богословные — связаны с проповедями в церквях разных конфессий. Помимо данной классификации, можно выделить выступления по телевидению и радио, рекламу и прочие сферы жизни, в которых успешно применяется ораторское искусство.

Если говорить кратко, в основы ораторского искусства вкладывают: Высокую коммуникацию, способность выступать публично, доносить информацию и слушать других людей. Способность уважительно и объективно относится к словам своего партнера. Умение найти контакт с любым человеком, выяснить, что вам связывает и какие у вас есть общие интересы, после чего можно построить действенное взаимодействие. К основным понятиям теории ораторского искусства относят этос, логос и пафос. Под этосом подразумевается этническая часть образа диктора, которая играет небольшую роль в наше время. Правила поведения, моральные нормы и ценности определяют его отношение к слушателям и целям своей работы. Нравственные и этические требования оратора по отношению к слушателям считаются основополагающими в любом выступлении. Понятие логос описывает использование таких словесных средств и речевых оборотов, которые достигнут разума аудитории. То есть, оно включает доскональное знание своего предмета, владение искусством аргументации и логика высказывания.

Третья категория, пафос, включает эмоциональную сторону — насколько человек может эмоционально воздействовать на аудиторию, выражать неравнодушие к своему предмету. Выразительность своему выступлению можно придать за счет интонаций — пауз, разного тембра, изменения темпа речи. Таким образом, основные понятия ораторского искусства объединяют качества, которые определяют хорошего оратора. Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так: Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию.

Тренинг публичных выступлений и ораторского мастерства - «Ораторский спецназ»

Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусство владения живым убеждающим словом. Владение словом является составной частью общей культуры человека. Человеческое общение – неотъемлемая часть человеческого бытия. Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом.

История ораторского искусства

В процессе аргументации учитель не только представляет информацию, но и анализирует ее, обосновывая свою собственную точку зрения и направляя учеников к самостоятельному мышлению и анализу. Современное образование все более акцентирует внимание на развитии навыков аргументации, потому что это один из ключевых элементов образования, необходимых для успешной социальной адаптации и профессионального развития. Умение аргументировать свои мысли и доводы, грамотно выстраивать логическую цепочку утверждений и приводить веские аргументы становится неотъемлемой частью успеха в современном обществе.

Когда мы представляем свои взгляды и доводы публично, это не всегда оказывается легкой задачей. Однако, с помощью аргументации, мы можем эффективно представить свои аргументы и убедить аудиторию в правильности наших идей. Отстаивание своих идей требует не только ясности мысли, но и умения структурировать свои аргументы. Здесь аргументация играет важную роль, поскольку позволяет нам логически и последовательно развивать свои идеи. Хорошо составленные аргументы, подкрепленные фактами и доказательствами, убеждают аудиторию в нашей компетентности и правильности нашего видения проблемы. Кроме того, отстаивание своих идей через аргументацию помогает предотвращать недоразумения и возможные конфликты. Когда мы ясно выражаем свои мысли и предлагаем весомые аргументы, мы повышаем вероятность того, что наши идеи будут поняты и приняты другими людьми. Это особенно важно в публичных выступлениях, на которых присутствуют разнообразные люди с разными мнениями и интересами.

В заключение, отстаивание своих идей с помощью аргументации является неотъемлемой частью публичного выступления. Оно позволяет нам эффективно выразить свое мнение, убедить аудиторию и предотвратить возможные конфликты. Поэтому, развивая навыки аргументации, мы становимся более уверенными и успешными коммуникаторами. Критическое мышление Критическое мышление помогает развить аналитическую способность и умение оценивать приведенные факты и статистику, а также определять логическую связь между аргументами. Оно позволяет говорящему не только представить информацию, но и подвергнуть ее проверке и проверки источников. В публичном выступлении критическое мышление помогает говорящему преодолеть возможные противоречия и подготовиться к возражениям, предвидя альтернативные точки зрения и предоставляя контраргументы. Оно также способствует строительному диалогу с аудиторией, позволяя говорящему уважительно выслушать и понять различные мнения и предложения. Таким образом, критическое мышление играет ключевую роль в публичном выступлении, обеспечивая говорящему не только лучшее взаимодействие с аудиторией, но и осознание собственных идей и аргументов и повышение уровня качества выступления. Доверие и авторитет Аргументация играет важную роль в публичных выступлениях, поскольку она позволяет увеличить доверие и убедительность аргументов. Чтобы убедить аудиторию, вы должны проявить авторитет и установить доверие с вашей аудиторией.

Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии. Владение искусством аргументации. Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Приемы спора: - инициатива нужно уметь повести полемику по своему сценарию ; - наступление, а не оборона; - отвлечение внимания противника от той мысли, которую хотят провести без критики на противника; - переложение «бремени доказывания» на противника; - концентрация действий, направленная на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено; - внезапность; - не занимать с самого начала жесткую позицию Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Непозволительные уловки в споре: - не давать говорить; - «с больной головы на здоровую»; - довод к силе; - «палочные доводы»; - сражение мысли с дубиной; - отыскание мотива; - инсинуации; - «тень на плетень». Некорректные психологические приемы: - использование ложных и недоказанных аргументов; - намеренное запутывание, или сбивание с толку; - прием, когда один из спорящих говорит очень быстро, выражает свои мысли в нарочито усложненной форме и др. Речевое поведение ведущего.

Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Типология аргументов. Логические рациональные аргументы факты; статистические данные; определения как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы, постановления, документы и др. Иллюстративные и образные аргументы. Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации. Демонстрация доказательное рассуждение. Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения умозаключения. Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации. Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аругментирующей речи. Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Тема 16. Дискуссионная речь Взаимодействие аргументирующих аргументативных высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные противоположные точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии. Владение искусством аргументации.

Ораторское искусство

Ораторское искусство мастерство речи: что это, виды, как научиться. 20 ноября на философском факультете МГУ открывается курс "Практика эффективной аргументации", направленный на получение знаний о составе и способах аргументации (критики и обоснования); правилах, приемах и уловках в аргументации; когнитивных основания. Ораторское искусство. Свойства ораторской речи. Аргументация в ораторском искусстве.

Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

Итак, сделаем вывод: если каждый будут ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. Итак, будем работать — и все у нас получится. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники.

Всего вам доброго! Если есть вопросы, я готов на них ответить. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали. Затем скажите именно это.

В заключение повторите то, что Вы уже сказали. Видимо, у них более трудная работа. Карнеги Глава 5 Основная часть выступления Основная часть, самая важная часть публичного выступления, представляет собой доказательство оратором некоторой мысли, идеи. От того, как он это делает, зависит успех его выступления. Оратор объясняет свою точку зрения, то есть осуществляет аргументацию.

Техника рассуждения Тезис — главная мысль текста или выступления , выраженная словами, — это законченное по смыслу суждение, полное предложение с субъектом и предикатом. Это не вопрос и не рекламный слоган. В тезисы не включаются доказательства, факты, иллюстрирующие основные положения. Это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Тезис проще сформулировать, если отталкиваться от основной цели выступления.

Пример Цель — побудить слушателей покупать акции той или иной компании почему они должны купить именно наши акции?

Тезис должен быть ясным, конкретным и легко запоминающимся. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы вызвать интерес и внимание аудитории. Аргументы Аргументы — это факты, доказательства или примеры, которые подтверждают или подкрепляют тезис. Аргументы должны быть логичными, убедительными и подкрепленными достоверными источниками. Они должны быть представлены в структурированной и последовательной форме, чтобы слушатели могли легко следовать за рассуждениями. Противоположные аргументы Противоположные аргументы — это аргументы, которые противоречат тезису или поддерживают противоположную точку зрения. Включение противоположных аргументов помогает укрепить убедительность речи и показать, что автор рассмотрел разные точки зрения и имеет обоснованные аргументы в пользу своей позиции. Заключение Заключение — это завершающая часть речи, которая подводит итоги и закрепляет основные идеи.

Заключение может содержать краткое повторение тезиса и основных аргументов, а также призыв к действию или заключительные мысли. Заключение должно быть запоминающимся и завершающим впечатление на аудиторию. Эти элементы риторики помогают организовать и структурировать речь, делая ее более понятной, убедительной и запоминающейся для аудитории. Техники риторики Техники риторики — это способы использования языка и риторических приемов для достижения определенных целей в коммуникации. Они помогают убедить аудиторию, вызвать эмоциональную реакцию и улучшить понимание и запоминаемость сообщения. Вот некоторые из основных техник риторики: Метафора Метафора — это использование слов или выражений в переносном смысле, чтобы создать образное представление или сравнение. Она помогает аудитории лучше понять и запомнить информацию, а также вызывает эмоциональную реакцию. Риторический вопрос Риторический вопрос — это вопрос, на который не требуется ответа, но который задается для эффекта и усиления риторической силы высказывания. Он привлекает внимание аудитории и заставляет ее задуматься.

Мы должны изменить. Мы должны прогрессировать. Любовь — это мотивация. Любовь — это изменение. Она помогает выделить ключевые аспекты и убедить аудиторию в своей точке зрения. Оно помогает убедить и вовлечь слушателей, вызывая у них симпатию, сочувствие или волнение. Важно помнить, что эффективное использование техник риторики требует практики и адаптации к конкретной ситуации и аудитории. Примеры использования риторики в практической деятельности Политические выступления Риторика играет важную роль в политических выступлениях, помогая политикам убедить и вовлечь аудиторию. Они используют различные техники, такие как использование эмоциональных аргументов, повторение ключевых фраз, использование риторических вопросов и т.

Рекламисты используют яркие и эмоциональные образы, сильные утверждения и убедительные аргументы, чтобы убедить людей приобрести их товар или услугу. Они используют такие техники, как использование риторических вопросов, использование примеров и иллюстраций, использование эмоциональных историй и т. Они используют логические аргументы, приводят свидетельские показания и доказательства, используют риторические вопросы и т. Преподаватели используют различные техники, такие как использование примеров, задавание риторических вопросов, использование аналогий и т. Важно помнить, что эффективное использование риторики требует практики и адаптации к конкретной ситуации и аудитории. Критика риторики Критика риторики — это процесс анализа и оценки эффективности и этичности использования риторических приемов и методов.

Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство- это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель — информировать слушателя, в другом — заставить слушателя переживать, в третьем — принять позицию автора.

Так, задача информационной речи — дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс.

Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки.

Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. В отдельных случаях — вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление — в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

Следующий этап работы — подбор материала для конкретного выступления. Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки.

Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления — составление, расположение материала выступления.

В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления: — принцип последовательности — каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей; — принцип усиления — убедительность и доказательность должны нарастать постепенно самый сильный довод приберегают к концу ; — принцип органического единства — организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу; — принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональный способом. Тэффи в рассказе «Ораторы» приводит примеры выступлений ораторов: «…А потом подымется другой и скажет задушевно и вдумчиво: — Господа!

Я не оратор. Слезы мешают мне говорить. Не знаю, что было бы, если бы они не мешали, потому что и с этой помехой он легко и свободно заполняет полтора часа.

И чего-чего не коснется это талантливое существо: Фридриха Барбароссы, планетоидов, пророка Самуила, Анны Павловой, геологических наслоений Северной Гвинеи, «Подарка молодым хозяйкам» Молоховец, аппендицита,…Пифагора, фокстрота, швейной машины, — и все это выведет так ловко и тонко и из всего этого так ясно выведет, что юбиляр Семен Петрович был, есть и будет замечательным страховым деятелем». Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы.

Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант.

Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры.

Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо. Успех речи во многом определяется удачным ее началом.

Ораторское искусство: основные правила

Главная цель изучения риторики практическая — владение искусством целесообразного слова. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. Композиция является неотъемлемой частью речи, так как позволяет повысить эффективность воздействия на аудиторию, помогая оратору правильно определить способ обоснования тезиса, расположить порядок следования содержательных компонентов речи. Аргументация в ораторской речи 12 Содержание Введение 1. Убедительность аргументов 2. Правила аргументации 3. Способы аргументации 3.1 Нисходящая и восходящая аргументация 3.2 Односторонняя и дву. Основная часть. Глава 1. История возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий