Какова фундаментальная религиозная идея ислама

Основные принципы ислама. Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников (например колдовство), мусульмане понимают как преступление. Таким образом, особая и сохраняющаяся роль религии на БСВ является важнейшей основой для роста исламизма, который может быть рассмотрен не только как политизированный ислам, но и как идеология реформированного (на особый лад) ислама. 2.3. Геополитические аспекты.

Библиотека

В 610 году, в возрасте 40 лет, объявил себя посланником (расуль) и пророком (наби) единого Бога (Аллаха) и начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, названную им исламом. 2. Мусульманская религия имеет две части: 1. Аль-Иман (вера) – религиозно философское учение 2. Ад – Дин (религиозная обязанность) – религиозный культ, обряды. Основные положения вероучения ислама: Вера в Аллаха – основной догмат. Основные принципы ислама. Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников (например колдовство), мусульмане понимают как преступление. Ислам, Главные идеи ислама, Суть учения ислам, Принципы учения Ислам, Что такое Намаз в исламе, Пророк Мухаммед, Великий Коран, Философия ислама, Приветствуем друзья, сегодня в саммари клубе мы начинаем новую супер глобальную рубрику.

Ислам: религия единства или конгломерат сект?

Ислам — подчинение всем повелениям и запретам Аллаха. Ихсан — соответствие друг другу языка, сердца и деяний во всех требованиях религии Ислам, то есть поклонение Творцу искренне и в совершенстве. Истинная религия – это Божественный Закон, приводящий здравомыслящего человека по его желанию к счастью в этой и в будущей жизни. Ислам Среди других и Ислама. Назад в мировые религии Основные религиозные направления Ислама Земное происхождение ислама Ислам является одной из трех так называемых мировых религий Он распространен в странах ЮгоЗападной Южной ЮгоВосточной Азии и Африки и оказывает там. Выделение различных направлений в исламе связано со спецификой этого вероучения, которая отличает ислам от других мировых религий. В исламе религиозные деятели с самого начала были одновременно и лидерами политическими. Какова идея Ислама, выраженная в Коране? Фундаментальная религиозная идея Ислама, которая проповедует Коран, заключается в единстве Бога и в божественной милости, которая дарует каждому верующему спасение и искупление грехов.

Ислам как мировая религия

Теолого-философская мысль классического ислама (IX–XIV вв.) представлена тремя основными направлениями – каламом, фальсафой и суфизмом. Религия ислам зародилась в Мекке около 610 г. н.э. Мусульмане верят, что именно тогда Мухаммед начал получать откровение. Что такое Ислам? Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Единого Бога — Всевышнего Аллаха. Основные принципы Ислама включают в себя веру в Аллаха, исполнение обрядов поклонения и следование нравственным и этическим принципам.

Фундаментальная религиозная идея Ислама: ответ на вопрос

Мусульмане считают некоторые хадисы более авторитетными, чем другие, и проводят их анализ и интерпретацию для понимания и применения исламского закона. Пророк Мухаммед, основатель ислама, начал проповедовать новую религию в Мекке, городе в Саудовской Аравии. Вначале ислам был принят лишь небольшой группой последователей, но со временем его популярность стала расти. Одной из причин было то, что ислам предлагал простые и понятные принципы веры, которые были доступны для всех. Он учил о едином Боге, Аллахе, и о том, что все люди равны перед ним. Ислам также призывал к справедливости, милосердию и помощи нуждающимся.

Распространение ислама было ускорено благодаря завоеваниям исламских арабских империй. В этих областях они внедрили ислам как государственную религию и распространили свою культуру и язык. Торговля также способствовала распространению ислама. Арабские купцы путешествовали по всему миру и пропагандировали ислам среди других народов. Они устанавливали торговые связи и культурный обмен с различными регионами, что способствовало распространению ислама.

Сегодня ислам является второй по численности религией в мире. Он распространен во многих странах Азии, Африки, Европы и Америки. Мусульмане составляют значительную часть населения в таких странах, как Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Нигерия и другие. Распространение ислама продолжается и в настоящее время. Мусульмане активно пропагандируют свою религию и стремятся привлечь новых последователей.

Они используют различные средства, включая интернет, социальные сети и международные организации, чтобы распространить исламскую веру и ценности. Разделение ислама на суннитов и шиитов Ислам разделился на две основные ветви — суннитов и шиитов, в результате разногласий по вопросу преемника пророка Мухаммеда после его смерти в 632 году. Они признают первых четырех праведных халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али как законных преемников пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что лидером мусульманского сообщества должен быть выбран на основе консенсуса и согласия мусульманской общины. Они считают, что преемником пророка Мухаммеда должен быть его кузен и зять Али, а также его потомки, известные как имамы.

Шииты верят в их божественное назначение и способность руководить мусульманским сообществом. Шииты также отличаются в своих ритуалах и обрядах, а также в некоторых правовых и теологических вопросах. Различия и конфликты Разделение на суннитов и шиитов породило множество конфликтов и напряженности в исламском мире. Исторические разногласия и политические противоречия между этими двумя группами привели к конфликтам, включая гражданские войны, террористические акты и территориальные споры. Однако, несмотря на различия, сунниты и шииты разделяют общие основы ислама, такие как вера в единого Бога Аллаха , исполнение пяти столпов ислама вероисповедание, молитва, пост, пожертвование и хадж , а также уважение к пророку Мухаммеду.

Ислам в современном мире Ислам является одной из крупнейших религий в мире и имеет значительное влияние на политику, культуру и общество во многих странах. Современный ислам охватывает широкий спектр течений и направлений, от консервативных до либеральных, и его последователи живут в разных частях мира. Ислам также имеет значительное присутствие в Европе, Северной Америке и других частях мира благодаря миграции и конверсии. В этих регионах мусульманская община сталкивается с вызовами и адаптируется к новым условиям жизни и культурным контекстам. Различные направления ислама Современный ислам включает различные направления и течения, которые могут различаться в своих верованиях, практиках и интерпретации священных текстов.

Всевышний Аллах создал нас, и Он знает, что мы несовершенны и предрасположены к греху, но ключевым моментом является то, как мы реагируем на совершение этих ошибок: «Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти , Милующий Своих рабов ». Правильные шаги к покаянию и прощению включают в себя искренность, сожаление о содеянном, отсранение от греха и твёрдое намерение никогда больше его не повторять. Ислам побуждает к постоянному духовному развитию и очищению сердца от душевных пороков.

Более того, Аллаху не нужно жертвовать собой, чтобы простить наши грехи, и никто не «рождается грешным». Отчёт в Судный День — абсолютная справедливость Ислам учит тому, что Всевышний Аллах — Справедливый, и что в Судный День каждый человек будет призван к ответственности за все совершенные им действия. Люди будут подвергнуты отчёту, поскольку обладали разумом для различения правильного и неправильного и способностью к совершению благих или дурных поступков.

Наличие Судного Дня — это абсолютное требование справедливости, когда каждый будет либо вознаграждён, либо наказан пребыванием в Аду Джаханнам , ведь в противном случае жизнь была бы несправедливой, поскольку не каждый получает по заслугам в этом мире. Ислам учит, что в конечном итоге мы все будем приваны к ответу за то, как мы выполняли свои обязанности перед Всевышним Аллахом, как соблюдали права людей и животных, и как в целом распоряжались своей жизнью. Все это формирует более гармоничное общество и даёт людям удовлетворение, зная, что справедливость непременно восторжествует.

Универсальное и вневременное послание Ислам содержит послание, актуальное для всех людей и во все времена — от сотворения первого человека Адама мир ему и до Судного Дня. Сегодня оно так же актуально, как и было всегда. Все люди различаются между собой, но в Исламе они достигают довольства Аллаха только посредством веры и праведных деяний, — а не цветом кожи, количеством имущества, национальным признаком или принадлежностью к социальному классу.

Прекрасное послание Ислама — это то же послание, с которым приходили все Пророки, включая Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада да благословит их всех Аллах и приветствует.

Поэтому, напр. Мутакаллимы не признавали наличия постоянных свойств и качеств, присущих вещам, отрицали связь между причиной и следствием, а следовательно, и всякую закономерность явлений. Они допускали только возможность обыкновения, или привычки, вложенной богом в природу. В силу этой привычки, регулярно происходят разливы Нила и др. Но бог в любое время может нарушить такую привычку, совершив чудо. Не только закономерность, но и вечность мира отрицалась, т. В каламе не допускаются ни рассуждения, ни суждения по аналогии. Предписывается слепо подчиняться признанным авторитетам. Из калама выделилась как его осн.

Наиболее крупными и известными его толкователями были Табари 839—923 , Замахшари 1074—1143 и Бейдави ум. Из них наиболее авторитетным сборником хадисов считается "Ас-Сахих", составленный Бухари ум. На основании интерпретации Корана и сунны, с применением кыяса суждение по аналогии и признанием иджма согласное мнение религ. Разум как одна из основ фикха применялся весьма ограниченно. После оформления четырех мазхабов, то есть школ или направлений мусульм. В шариате религ. Шариат, в к-ром все нормы гос. Так, " философ арабов" аль-Кинди 800—879 показывал несостоятельность калама и допускал возможность критики отд. Поэт-мыслитель Абу-ль-Ала аль-Маарри 973—1057 подвергал сокрушающей критике догматы и обряды И. Идеологи массовых сектантских движений особенно карматы отвергали вероучение ортодокс.

Борьбу против ортодоксального, правоверного направления И. Шиизм возник во 2-й пол. Шииты, первоначально выражавшие интересы арабской родовой демократии, выступали сторонниками семьи Али, к-рого они признавали основателем своей династии 12 имамов. Последний из них считается "скрытым имамом", обитающим в недоступном убежище. Вера в этого имама связывается с его будущим пришествием к верующим, среди к-рых он установит пресловутое царство равенства и справедливости. Это учение о грядущем спасителе — махди, мусульм. Такая социальная направленность махдизма побудила суннитское духовенство включить это учение в систему ортодоксального И. Шииты признают Коран словом божьим, но подвергают его произвольному иносказат. Суфии, появившиеся в 8 в. Нек-рые из них, будучи чтецами Корана и проповедниками, осуждали произвол властей, чревоугодие и сластолюбие феодалов и духовенства.

Этим они быстро приобрели популярность в угнетенных нар. Усиление эксплуатации трудящихся, подвергавшихся закрепощению, в 9—10 вв. Его идеология восприняла элементы учения и практики вост. Отвергая ортодокс. Развитие мистич. Один из столпов суннизма — Газали 1059—1111 , непримиримый враг философии, ввел суфизм в систему ортодокс. Он определил три последоват. Суфии-дервиши превратились в паразитич. С суфизмом связано развитие культа святых в И. В крупных феодальных государствах Востока И.

Великих Моголов в 16—17 вв. Становление капиталистич. Его приспособление к этим отношениям приняло форму мусульм. В интересах капиталистич. Они опирались на соч. Спенсера, Конта и нек-рых др. Проникновение иностр. Под пуританскими лозунгами "очищения ислама" вели борьбу против колониального порабощения в 19 в. В период империализма мусульм. Служение компрадоров империалистам получило яркое выражение в бехаизме с характерным для него космополитизмом и пацифизмом, благодаря чему это учение стало распространяться не только на Востоке, но и в Зап.

Европе и США. Гораздо сложнее учение панисламизма, к-рый, по определению Ленина, пытался соединить освободит. Основоположник панисламизма Джемаль-ад-дин аль-Афгани 1839—97 ложно изображал колониальное закабаление Востока как наступление христ. Запада на мусульм. Поэтому он предлагал гос. После Октябрьской революции, в период развития нац. В эпоху распада колониальной системы они выступали с проимпериалистич. С этими представителями мусульм.

В нем изложены основы вероучения, нравственности, законодательства и обрядовые наставления. Однако уже через несколько десятилетий после составления Корана стало ясно, что необходима конкретизация коранических положений, в частности этического учения. Подробное нравственное учение ислама изложено в Сунне - сборнике преданий хадисов о том, как поступал Мухаммед в различных случаях жизни при решении нравственных, правовых, житейских вопросов. Сунна тоже изменялась, включая все новые элементы из Торы, евангелий, сочинений персидских и индусских мыслителей, причем все это приписывалось пророку. Сунна стала главным источником мусульманского права - шариата. Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах таковы. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи джинны , впрочем эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; «Мы низвели Тору, в которой руководства и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники - сообразно с тем, что им дано на хранение и на писания Аллаха, и они - об этом исповедники. И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» Коран, сура 5, аяты 48 44 -50 46. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени - он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Вместе с тем бог рассматривается в Коране и как безличное существо под влиянием гностических учений ; он вечен, первый, последний, един, неразделен и единствен и т. Трактовка аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде». С монотеизмом ислама связано и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле аллаха, то есть покорность здесь носит всеобъемлющий характер. И наконец, ислам воспринял от монотеистических религий учение о посредниках между богом и людьми пророке и ангелах , отвергнув христианский догмат о боговоплощении. Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней: были созданы небеса их насчитывается семь , небесные светила и земля, разложенная ковром, на ней для прочности установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы, их, как и земных тварей, Аллах тоже создал в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница. Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек - из глины и праха или из воды и сгустков крови - в разных местах Корана есть разные версии. Отражены в священной книге и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями. Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников аллаха, ставшего потом дьяволом Иблисом. Когда был сотворен первочеловек, аллах велел всем созданным им ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением Иблиса, возгордившегося и не захотевшего поклониться «сотворенному из праха». За такую непокорность аллах проклял его и пообещал, что на страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Само слово «ислам» означает «покорность». Пока же, до страшного суда, Иблис шайтан является главой всех демонов и джиннов. Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Микаил, Серафим-Исрафил и Азраил , как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов и демонов тоже существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители их двое у каждого , ангелы, охраняющие могилы, ангелы - посланцы аллаха и ангелы, возглавляющие рай Ридван и ад Малик. Как и Библия, Коран учит, что «золотой век» на земле ушел в прошлое, о грехопадении изгнанных из рая Адама и Евы, хотя самой идее греха, страдания и искупления не уделяется много внимания.

Ислам — религия лёгкости

После того как в Палестине закрепилась власть халифов, в исламе появился культ Иерусалима и его святых мест. Согласно легенде, в 27-ю ночь реджеба Мухаммед был поднят со своей постели ангелом Джебраилом. Вместе с ним на фантастическом существе Бураке он совершил прогулку в Иерусалим, а затем на 7 небес, а также предстал перед Аллахом. Он якобы говорил с богом, сказав ему 99 тысяч слов. Все эти удивительные события произошли настолько быстро, что Мухаммед, возвратившись на землю, нашел свою кровать еще теплой. Из ковша, который он опрокинул, не успела вытечь вода!

Мусульманские богословы, стремясь "обобщить" эту удивительную легенду, произвольно толковали стих Корана, в котором сказано о поездке Мухаммеда к удаленной мечети, расположенной в Иерусалиме. Некоторое время спустя в стене одного храма якобы было "разыскано" то самое кольцо, к которому пророк привязывал Бурака при совершении этого ночного путешествия. Следует отметить, что легенды о мирадж во многом схожи с преданиями других вероучений, в которых также описаны необычные "путешествия" пророков или вознесения святых и богов. День рождения пророка Мусульмане отмечают "день рождения пророка" маулюд в месяц, называемый раби-аль-авваль. Маулюд, как и мирадж, установлен произвольно и намного позже событий, которые лежат в его основе.

Известно, что легенды о Мухаммеде, представленные в исламе, вобрали в себя многое из переводов легенд других религий. К примеру, ранние богословы подробно описывают события того понедельника, когда родился Мухаммед, а также связанные с этим событием чудеса. Однако они либо умалчивают о том, когда именно был этот понедельник, либо спорят об этом друг с другом. Впоследствии мусульмане стали считать, что это знаменательное событие произошло 12-го числа месяца раби раби-аль-авваль. Ритуальное обрезание В исламе, как известно, существует ритуальное обрезание по-арабски "суннет".

Эта традиция была также позаимствована, она встречается в культах древней Аравии. Этот обряд появился еще в первобытном обществе. Он являлся одним из праздничных ритуалов, которым отмечался переход юноши в категорию взрослых мужчин рода. Подобные болезненные обряды кроме обрезания были выбивания зубов, а также другие телесные повреждения своеобразное испытание мужества. Они существовали не только у древних арабов, но и у австралийцев, африканцев и других народов в первобытном обществе.

Как и в иудаизме, в исламе обряд обрезания начал трактоваться несколько иначе. Это внутренний признак принадлежности к исламской религии. Обрезание - своего рода обособление мусульман от представителей других верований. Данный обряд призван внушать верующим идею своей исключительности. Шахсей-вахсей Итак, мы вкратце описали основные идеи религии ислам.

Предлагаем вам познакомиться также с одним из обычаев, которого придерживаются шииты. У этих мусульман существуют траурные религиозные церемонии, называемые шахсей-вахсей ашура. Они проводятся на 10-й день месяца мухарраму. Этот праздник, согласно исламским преданиям, установлен в честь шиитского имама Хусейна, который был внуком пророка Мухаммеда и мученически погиб в 7 веке. Однако исторические факты говорят о том, что его смерть не была мученической.

Она не выкупила право и свободу людей, как учат проповедники мусульманской религии. Хусейн умер в борьбе за власть. От этого не могли победить "свобода и право". Напротив, сразу же после его кончины люди, которых сторонники Хусейна спровоцировали на восстание, были подвергнуты преследованиям. Но власти не смогли уничтожить всех шиитов последователей Хусейна.

Действуя скрытно, эти люди продолжили добиваться власти. Для этого они стали распространять веру в святость Хусейна, проводили траурные церемонии в годовщину его убийства. Шииты выдвинули лозунг, который гласит: "Месть за Хусейна". Рассказ о его гибели сопровождает возглас "Шах Хусейн, вах Хусейн", что в переводе означает "царь Хусейн, ах Хусейн!

Аят - это стих, состоящий из одной или неск.

Группы аятов объединяются в суры. Текст Корана состоит из 114 сур, которые делятся условно на мекканские ниспосланные до хиджры и мединские после хиджры. Кораническая экзегетика получила название тафсир араб. В область тафсира входят толкование и разъяснение текста Корана, отдельных его сур и аятов, а также лексико-грамматический, семантический и историко-географический анализ отдельных слов и словосочетаний. Толкование аятов, связанных с жизнью Мухаммада, приводилось в его жизнеописаниях этот жанр получил название «сира».

Откровения, касающиеся религ. Учение о толковании Корана превратилось в самостоятельную область ислам. Большинство мусульм. Смысловой перевод Корана не считается священным, его нельзя читать во время молитвы и при отправлении др. Опираясь на такой перевод Корана, нельзя выносить самостоятельные религ.

Сунна араб. Сунна состоит из описания поступков Мухаммада фил , его высказываний каул , а также невысказанного одобрения такрир. Вначале Сунна передавалась устно, но затем была записана в виде хадисов араб. Хадис состоит из 2 частей: собственно истории рассказа , называемой «матн», и перечня людей, к-рые передавали друг другу этот рассказ,- «иснада». Традиционалисты считают следование Сунне главным содержанием жизни мусульманина.

Существует предание, что на раннем этапе распространения И. Мухаммад запрещал записывать хадисы, т. Первая книга, составленная сподвижником Мухаммада Абдаллахом ибн Амром, получила название «садыка», что означает «правдивая». На нее неоднократно ссылался известный знаток хадисов из Эт-Таифа - Амр ибн Шуайб ум. Кодификация хадисов началась при халифе Омаре.

Он приказал наместнику Медины Абу Бакру ибн Мухаммаду составить сборник хадисов о высказываниях и поступках пророка Мухаммада. Работа была выполнена выдающимся богословом того периода Мухаммадом ибн Муслимом ибн Шихабом аз-Зухри ум. Среди разных типов хадисов выделяются хадисы кудси - в них приводятся слова не Мухаммада, а самого Аллаха. Существуют 6 сборников хадисов, приобретших наибольшую известность в мусульм. Наиболее авторитетным шиитским сборником считается свод аль-Кулини, в к-ром собрано более 16 тыс.

Представители шиитского джафаритского мазхаба считают также авторитетными работы Ибн Бабуйи ас-Садука и аш-Шайха ат-Туси. Пять корней веры усуль ад-дин По преданию, пророк Мухаммад на вопрос о составляющих мусульм. В то же время каждый мусульм. Ханафиты, напр. Корана и Сунны ; нек-рые из ханбалитов уделяют особое внимание намерению нийа человека, совершающего тот или иной поступок, для оценки его религии.

Суфии выделяли в религии 3 стадии - очное следование Корану и Сунне, духовное самосовершенствование и самонаблюдение, достижение истинного знания об Аллахе и даже соединения с ним. В широком смысле слова ад-дин как область духовного противопоставлялась ад-дунайя - области материального. Трактовка соотношения этих понятий, степень их противопоставления и область действия каждого из них и в наше время составляют важнейший элемент религ. В вере аль-иман мусульм. Мурджииты ставили во главу угла словесное признание веры каул , мутазилиты считали, что поступки человека, т.

Ханбалиты полагали, что вера, как словесное признание истинности Аллаха, и добрые дела должны быть согласованы с Сунной и иметь правильные добродетельные намерения. В зависимости от понимания сущности веры мусульм. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому, а исмаилиты делят веру на внешнюю захир - словесное признание каул и внутреннюю батин - убежденность в сердце. Корни веры включают веру в Единого Бога таухид , веру во всех посланников Аллаха, в Божественные Писания, ангелов, Конец света и Судный день. Сунниты присоединяют к ним веру в божественное предопределение аль-кадар , к-рое часто рассматривается в рамках догмата о вере в Единого Бога таухид , а шииты - учение об имамах, преемниках Мухаммада.

Вера в Аллаха Аллах в И. Самый краткий символ веры в И. Аллах - единственный творец, создавший все, что существует в мире, в т. Он сотворил все сущее своим приказом, и ему повинуется все в мире. Ничто не может совершиться без его воли и знания.

Он создал человека и продолжает заботиться о нем. Аллах всепрощающ, милостив и милосерден. Люди должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчиняться ему И. Излюбленный сюжет Корана - наказание, к-рому Аллах подвергал народы и селения, где не захотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво. Когда Аллах сочтет нужным, он уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их на суд, где каждому будет воздано за его деяния пребыванием в аду или в раю.

Аллах многократно проявлял и проявляет себя в своих творениях. Одним из дарованных людям чудес Аллах объявляет Коран. В нем многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено Аллахом, что все в мире происходит лишь с ведома Аллаха, по его решению и приказу, т. Учение об Аллахе стало основой мусульм. Аллах, мир и человек, согласно Корану.

Рассказы о сотворении мира Аллахом халк помещены в неск. Творение происходит с помощью слова-приказа. А потом вознесся на Трон» XXV 59. За 2 дня были созданы небо и земля, к-рые вначале были едины. Небо было создано из дыма и состоит из 7 небес.

На верхнем небе находится Трон Аллаха, а под ним - солнце, луна, звезды, башни знаки зодиака , светильники XLI 9-11. Земля и то, что на ней,- ветры, воды, реки, горы, растения, плоды, по паре всех живых созданий - были сотворены за 4 дня. В Коране подчеркивается, что Аллах сотворил мир легко, и его «ничуть не коснулась усталость» L 38. Исследователи считают, что этот текст связан с антииудейской полемикой Мухаммада: Аллах не нуждается в отдыхе, поэтому пятница для мусульман - день общей молитвы, и труд в этот день не запрещен. Особое значение в Коране приобретает и Трон, к-рый связывает сотворение мира и дальнейшее управление им.

Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает.

Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий» II 255. Описание сотворения мира и человека, не вызывавшее у арабов особых возражений, использовалось Мухаммадом для доказательства возможности воскресения человека и божественного суда над ним, т. В сотворенном мире на небесах жили помощники Аллаха - ангелы малаика; ед. Однажды Аллах захотел создать себе «заместителя» на земле - человека.

Он создал его из праха и «звучащей глины» XV 26 , «сотворил его лучшим сложением» XCV 4 , вдохнул в него душу и решил сделать своим наместником на земле. Адам был создан из земли и должен в нее вернуться, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из нее будете выведены» VII 25. Из плоти Адама была сотворена его жена, имени которой Коран не называет. Позднее в хадисах она получила имя Хавва. В мединских сурах образ Адама становится скорее моделью истории отдельных народов и человечества - творение, дарование благ, отступничество, наказание, прощение Пиотровский.

Аллах сделал Адама своим наместником на земле, чтобы он благоустроил ее и установил на ней мир и справедливость. С этой целью ему была дарована власть над всем, что есть на земле: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» II 29. Человек был создан совершенным, наделен прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями. Цель сотворения человека раскрывается в Коране следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» LI 56. В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворенного для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» XXX 72.

После сотворения Адама Аллах потребовал, чтобы ангелы поклонились ему. Ангелы возмутились тому, что существа, созданные из света, должны поклониться существу, созданному из глины. Тогда Аллах сообщил Адаму имена всех вещей и предложил ангелам также назвать эти имена. Ангелы не смогли этого сделать, Адам же назвал все имена, и ангелы поклонились ему. Аллах поселил Адама с женой в раю, где они питались плодами из райского сада.

Плоды с одного дерева Аллах им есть запретил. Однако Иблис Шайтан убедил первых людей, что, попробовав эти плоды, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха и были изгнаны из рая на землю. Адам раскаялся в содеянном и упросил Аллаха не оставлять его своим покровительством. Аллах смягчился, заключенный прежде договор с Адамом был сохранен, поэтому, несмотря на совершенный грех, Адам считается не только первым человеком, но и первым праведником и пророком.

Послекоранические предания сообщают, что, когда Адама и Хавву низвергли с небес, он оказался на о-ве Шри-Ланка, а она - в Джидде Хиджаз. В Мекке Адам построил 1-е здание Каабы. С неба ему был послан прозрачный камень, на к-ром он сидел. Позднее камень этот почернел из-за человеческих грехов и стал главной мекканской святыней Там же. По преданию, Адам говорил в раю на арабском языке, после смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перенесено в Иерусалим.

Дискуссии о природе Аллаха. Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах, в тафсирах, в специальных богословских сочинениях см. Две главные проблемы из обсуждавшихся - сущность природы Аллаха и природы его деяний. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений аль-хашвийя. В IX-X вв.

В связи с божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества имена аль-асма аль-хусна и списки качеств Аллаха, подразделявшие их на разные категории ас-сифат. Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю и «речь». Одной из форм дискуссий о качествах Аллаха было обсуждение возможных толкований или отказ от толкований «антропоморфических» выражений в Коране. Проблема «деяний» Аллаха - это прежде всего решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния Аллаха людям за их поступки с его всемогуществом и творением им всех человеческих поступков. Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из тестов Корана и хадисов.

Некоторые богословские школы допускали для человека возможность совершать независимые поступки мутазилиты. В X-XII вв. В суфизме проблема связи между Аллахом и людьми стала рассматриваться как проблема пути познания божества, постижения его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию таухида в сердце человека посредством любви, упования во всем на Аллаха и аскетизм. Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и Аллаха предполагают нисхождение Аллаха в сердце мистика и растворение человека в божественной сущности. Дискуссии о предопределении и свободе воли.

Джабариты джахмиты считают, что человек полностью лишен свободы воли и вынужден совершать действия, к-рые для него предопределил Аллах. В качестве аргумента они приводят, напр. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» VII 178. Мутазилиты, наоборот, полагают, что человек обладает полной свободой воли. Люди совершают поступки в соответствии со своими желаниями и представлениями о том, как надо поступать.

Мутазилиты опираются, напр. Ашариты занимают среднее положение между джабаритами и мутазилитами. Создание осуществляется без использования к. Поэтому Аллах - созидающий, а человек - приобретающий, т. Матуридиты полагают, что единственным создателем является Аллах, а человек есть лицо приобретающее.

Тем не менее в человеке постоянно присутствуют потенциальные воля и сила, с помощью к-рых он совершает возможные действия. Аллах дает возможность человеку действовать сообразно его воле, чтобы он нес ответственность за содеянное, и поэтому «воля Аллаха соблюдает волю человека». Вера в пророков Пророк сообщает людям необходимые религиозные предписания и запреты и показывает пример высоконравственной жизни. Пророческая миссия является даром Аллаха, самостоятельно стать пророком нельзя. Мусульмане должны верить во всех пророков, не делая между ними различий: «Скажите: «Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и их потомкам, в то, что было даровано Мусе и Исе, в то, что было даровано Пророкам от их Господа.

Мы не делаем между ними никакого различия» II 285. Человек, к-рый одних пророков признает, а других - нет, не может считаться правоверным. Аллах посылал пророков на протяжении всей истории человечества, призывая людей к истинной вере и праведной жизни: «Клянемся Аллахом в том, что Мы посылали пророков в общины и до тебя» XVI 63; cм. Пророки должны были объяснить людям, как правильно поклоняться Аллаху, рассказать им о буд. Ниспослание пророков не дает людям возможности сказать, что они не знали, как правильно себя вести, и попытаться избежать мук ада: «[Мы послали] Пророков, благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] Посланники.

Пророки обладают особыми качествами - правдивостью сидк , надежностью аманат , безгрешностью исмят , проницательностью фатанат и призывом на молитву таблиг. Безгрешность пророков означает, что они не совершали грехов ни до пророчества, ни во время его. При этом пророки остаются людьми, а значит, совершают ошибки, к-рые обязательно исправляют, но не грехи. Слово «таблиг» араб. Каждый пророк донес до своей общины полученные им сведения дословно, без к.

Последователи школы ашария и течения захирия полагают, что женщины также могут быть пророками, т. Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом. Часть пророков 25 упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем.

Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср.

Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср.

Моисея] и Харуна [ср. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср. Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср.

Иисуса] и Ильяса [ср. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йacaa [ср. Елисея], Йунуса [ср.

Иону] и Лута [ср. Всех их Мы превознесли над мирами» VI 83-86. Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» II 253.

Пророк Мухаммад, с т. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. Посланники расуль; мн.

Пророк набий; мн. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. Пророческая миссия должна быть доказана. Главным доказательством является чудо муаджиза - сверхъестественное явление, совершаемое пророками по воле Аллаха для подтверждения их пророческого статуса.

Чудеса, доказывающие пророческую миссию Мухаммада, разделяются на 3 типа. Духовным чудом является Коран; к чудесам, воспринимаемым органами чувств, относятся разделение луны на 2 части Муслим. К 3-му типу относятся т. Божественное откровение Мухаммад, согласно хадисам, получал через вещие сны, через «вдохновение» - ангел Джибрил «вдыхал» знание в сердце пророка, через Джибрила, к-рый принимал человеческий облик или через Джибрила в его истинном обличье на горе Хира. Мухаммад получал также откровения непосредственно от Аллаха в т.

Вера в Писание Божественное откровение пророкам дается в виде Писаний. Все оригиналы этих Писаний собраны и хранятся в небесной скрижали «Хранимой скрижали». Согласно Корану, сначала люди были «одной религиозной общиной», но со временем нек-рые отпали от истинной веры. Тогда Аллах стал посылать пророков с истинным Писанием, «чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись» II 213. Часть Божественных Писаний была полностью утеряна напр.

К таким, с т. Между Писаниями нет различия в происхождении - все они исходят от Аллаха, но лишь Коран сохранил чистоту и неизменность. Мусульманин должен верить во все Писания, но только в их изначальном виде. Из священных текстов христиан и иудеев он должен принимать на веру только те сведения, к-рые не противоречат содержанию Корана и достоверных хадисов. Сведения, которые не имеют подтверждения в Коране и в хадисах, но не противоречат вероучению И.

Вера в ангелов Ангелы - невидимые глазу, не воспринимаемые органами чувств духовные метафизические существа, сотворенные из света нур и беспрекословно подчиняющиеся Аллаху. Они способны принимать любой образ. Ангелы не имеют пола, они не едят, не пьют и не знают усталости. Ангелы служат Аллаху на небесах, на земле и у Трона аль-Арш. Среди ангелов существует иерархия.

Особо приближенные ангелы получили наименование макаррабун, или приближенные. Джибрил Джабраил - первый из главных ангелов, особо приближенный к Аллаху Господин ангелов. Его миссия заключается в передаче откровения Аллаха его пророкам. Микал Микаил отвечает за природные явления, напр. Исрафил Рафаил протрубит в рог сур , оповещая о наступлении Судного дня и о воскресении мертвых.

Среди ангелов известны также Кираман Кятибин благородные писари , которые располагаются по правую и левую руку от человека и записывают все его деяния, по правую - добрые дела, а по левую - злые. В Судный день они будут свидетелями человеческих деяний L 20-21. Мункар и Накир допрашивают человека в могиле и в зависимости от ответов обращаются с ним хорошо или плохо. Ангелы, к-рые держат, а затем понесут Трон Аллаха, называются Хамаля-и Арш. Вокруг трона очень много ангелов, точное их число известно только Аллаху.

Ангелы, отвечающие за происходящее в раю и в аду, называются Хазана-и Джаннат ва Джаханнам. Главного ангела - хранителя рая зовут Ридван. Ангелы рая заботятся о душах правоверных мусульман. Аллах назвал человека халифом, показав, т. Кроме ангелов и людей Аллах сотворил также и др.

Согласно Корану, они были созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела и способны менять облик. В отличие от ангелов джинны могут быть муж. Проповедь Мухаммада была обращена не только к людям, но и к джиннам. Нек-рые ученые относят к джиннам и шайтанов, полагая, что шайтанами являются джинны, вставшие на сторону Иблиса Шайтана ,- неуверовавшие и продолжавшие творить злые дела. Самый распространенный в Коране эпитет для Шайтана шайтанов - «раджим» побиваемый камнями ; для защиты от их козней читаются последние суры Корана напр.

Предводитель шайтанов Иблис от греч. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» VII 12. За неподчинение он был низринут с небес и обречен на пребывание в аду. Однако Иблис получил от Аллаха отсрочку до Судного дня и поклялся сбивать людей с пути истинного и отвращать их от веры «совращать». В коранических сюжетах, рассказывающих об историях «совращения», Иблис обычно называется Шайтаном.

Первой его жертвой стали Адам и его жена, которых он уговорил ослушаться Аллаха и вкусить плод запретного дерева VII 20-25. Из-за него остались неверующими адиты и самудяне. Он постоянно вредил пророкам: напр. Авторы послекоранических сочинений старались сгладить противоречие, вытекавшее из ослушания Иблиса,- часть авторов объявила его орудием Аллаха, созданным для испытания людей, а другая объяснила его поведение тем, что он был джинном, а не ангелом, сославшись на суру «Пещера», где говорится о том, что Иблис был одним из джиннов XVIII 50. Позднее суфии, в частности аль-Халадж, писали о том, что Иблис, отказавшись поклониться Адаму, показал пример истинного единобожия, но не выдержал испытания повиновением.

Вера в Конец света, Судный день, Воскресение, рай и ад описываются обычно в рамках одного догмата. Малый конец света - это смерть человека; Большой конец света длится от 1-го до 2-го звучания сура ангела Исрафила. Судный день начинается со 2-го звучания сура и заканчивается, когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада - в ад. Он включает воскрешение людей, передачу им книг с записями совершенных добрых и злых дел и взвешивание их на весах, призывание людей к ответу за совершенное ими в земной жизни, заступничество за людей перед Аллахом, мост над адом. По др.

Человек, не верящий в Судный день, не может считаться верующим: «... Единственными источниками занний о последующей вечной жизни являются Коран и хадисы. В Коране о Судном дне говорится практически в каждой суре, чтобы люди постоянно думали о предстоящей вечной жизни, т. Мусульманин должен быть уверен в том, что восторжествует Божественная справедливость. В земной жизни часто нет воздаяния как за злые, так и за добрые дела, и в мире возникает «кажущаяся несправедливость» Кылавуз.

В жизни вечной все дела станут явными и Аллах воздаст каждому по заслугам: грешники получат муки ада, а праведники - райское блаженство. В Коране об этом говорится так: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! Аллах сотворил небеса и землю во истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» XLV 21-22. Малый конец света - смерть человека - длится до воскресения из мертвых и носит название «барзах» жизнь после погребения.

После похорон в могиле человека появляются ангелы Мункар и Накир и начинают задавать вопросы усопшему о его вере, т. В ряде коранических стихов и хадисов говорится о том, что в барзахе есть и блаженства, и страдания: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили [или поразили] скверные мучения - Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям! В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что могила - «это или один из садов рая, или же одна из ям ада» Тирмизи. Киямат, 26; цит.

Стараниями Аббасидов были созданы специальные заведения дар аль-хикма «дом мудрости» , в которых труды античных ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому древние трактаты получили не только нового читателя, но и послужили основой для формирования арабской философии. Естественно, что арабские последователи античной традиции расходились с методами и принципами мусульманских богословов. Тем не менее, богословы использовали философские методы для обоснования догм ислама. Так возник калам от араб. Одним из основателей теоретического мусульманского богословия стал Абу аль-Хасан аль-Ашари 873—935. Первоначально он был приверженцем муатазилизма, но в 40 лет вернулся к правоверию. В отличие от муатазилитов, аль-Ашари признавал существование у Бога реальных и вечных атрибутов и признавал несотворенность Корана в отношении его смысла но его буквы, чернила и материал являются произведением рук человека. Он считал, что именно Аллах является творцом всех поступков людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления. Аль-Ашари считал, что для праведников существует возможность лицезреть бога в потустороннем мире, но не в буквальном смысле этого слова.

Тогда же, в 8—10 вв. По аналогии с сунной возникло понятие шариата, то есть модели праведного поведения мусульманина, опирающейся на принятые фикхом законы. Труды по фикху составляют самую многочисленную группу произведений средневековых мусульманских авторов, сохранившихся до наших дней. Здесь можно обнаружить правила, регламентирующие поведение мусульманина в семье брак, развод, наследование , обществе; вопросы имущественных отношений, торговли, отношений с немусульманским населением в том числе во время войны и т. Характерно, что уже скоро некоторые разделы фикха вошли в программы обучения в школе, им следовали в воспитании детей, проблемы фикха обсуждали как богословы, так и простые люди. Формирование фикха было обусловлено необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствие с религиозными ориентирами, а также потребностью регулирования вновь возникавших отношений раннефеодального общества. Предпосылкой для возникновения фикха стали сборники хадисов, посвященные конкретной тематике, например, высказывания Мухаммада относительно семьи, роли женщины, торговли и т. Подобная систематизация преданий способствовала оформлению фикха в самостоятельную дисциплину. Однако с самого начала утвердилась идея о прекращении правотворчества со смертью Мухаммада. Поэтому основными источниками правовых решений были признаны Коран и сунна.

С течением времени инструментарий факихов пополнился новыми понятиями, но они изначально не могли противоречить Корану и сунне. Возникли многочисленные юридические школы мазхаб, мн ч. Первые четыре являются суннитскими, последняя, пятая — шиитской школой. Сохранилась своя религиозно-правовая система и у зейдитов Йемен. Постепенно сформировались кадры мусульманских законоведов. Теоретическими вопросами занимались факихи и муфтии. В функции последних входило давать аргументированное решение — фетву по возникающим проблемам. Ежедневными делами судопроизводства занимались кади. И те, и другие, вместе с высшим духовенством, входили в сословие улама. Тем не менее, концепция шариата — пути к богу через выполнения всех правил, зафиксированных в Коране и сунне и интерпретированных мусульманскими богословами с учетом времени и места, уживается с мистико-аскетическим течением в исламе, получившем название «суфизм» араб.

Согласно концепции суфизма, только пассивный человек может довольствоваться нормативным исламом, в то время как активные стремятся познать Аллаха непосредственно через собственный опыт. Но для этого необходимо придерживаться особых правил благочестия и аскетизма, а также заниматься своеобразной медитацией. Ранний этап суфизма приходится на 8—10 вв. Но ни тогда, ни на дальнейших этапах своего развития 10 — конец 12 в. Особенно отчетливо это проявилось в период расцвета суфизма после 10 в. Тогда же возникла система братств тарика — араб. Считается, что от основателя братства непередаваемые вербально знания и представления переходят из поколения в поколение. Для членов братства шейх братства также является их заступником перед Аллахом. Цель, которую ставили перед собой суфии от араб. В основе их концепций мистического «пути» была заложена идея нравственного очищения «духовный джихад» — муджахада — араб.

Эта идея вылилась в разработанную теорию стадий макамат — араб. Суфии создали сложную систему правил мистических радений зикр — араб. Но с самого начала суфии должны были соблюдать строжайшую самодисциплину, которая способствовала освобождению духа от диктата телесных потребностей. Суфизм внес в ислам идеи духовности, смягчив его абстракции и теологический рационализм, и заставил по-иному взглянуть на человека, сформировал в недрах официальной религии блок нравственных и этических представлений. Пропаганда морально-этических идеалов, таких как «чистота сердца и рук» или «руки — к труду, сердце — к другу», утверждение доброты, совестливости, братства, возрождение идеалов социальной справедливости, равенства всех людей перед богом, быстро была востребована мусульманским обществом. Естественно, что власть имущие настороженно реагировали на суфийскую пропаганду. Но для суфизма характерна удивительная социальная пластичность. Он не только впитывал в себя традиционные народные культы, но и возвращал их народным массам, придав им исламскую окраску. Все существующие по сей день суфийские братства следует разделить по их происхождению. Ведущие исследователи суфизма Акимушкин О.

А изменения названий было связаны с тем, что в той или иной местности утверждался авторитет первого проповедника, имя которого становилось наименованием вновь возникшей тарики. Знаменитые суфии пользовались в народе славой чудотворцев, а их могилы и мавзолеи до сих пор являются местом паломничества не только суфиев, но и всех, кто ищет исцеления от болезней, заступничества в этой и будущей жизни, и т. В 10—11 вв. Особенно популярным остается до сегодняшнего дня труд Абу Хамида Мухаммада ат-Туси аль-Газали 1058—1111. Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что аль-Газали попытался примирить нормативный ислам с суфизмом, и даже заставить духовенство обратить внимание на искания суфиев. Эта книга была признана своеобразной энциклопедией, вобравшей в себя все те религиозные, философские, мистические, бытовые и социальные представления, которые стали общепринятыми и характерными для суннитского ислама. Заслугой аль-Газали стало то, что он сумел создать в своих трудах синтез традиционных, рационалистических и мистических элементов. С помощью аль-Газали ислам стал звеном в цепи, связывающей античную и европейскую мысль, и сыграл значительную роль в истории цивилизации. Не менее важной для развития мусульманской теологической науки стала деятельность крупнейшего мусульманского философа-мистика Мохиддина Ибн Араби 1165—1240 создавшего систему пантеистического суфизма. Главная идея учения Ибн Араби выражается формулой: «Бытие творений есть сущность бытия творца».

Естественно, что у него было много врагов среди духовенства, которые не понимали сути его учения, хотя Ибн Араби считал ислам наиболее адекватной религией, а суфизм — истинной философией ислама. Поэтому он называл себя правоверным мусульманином и призывал суфиев соблюдать правила шариата. Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет института церкви , служащего посредником между человеком и Аллахом, также нет духовного сословия, обладающего особой благодатью. Теоретически отчасти и практически духовная и светская власть в исламе — нераздельны. Тем не менее, существует особая категория лиц, называемая риджаль ад-дин «люди религии» , включающая в себя служителей мечетей, учителей богословия, знатоков фикха, хадисов, тафсиров, хранителей мазаров мест поклонения , которые считают своим правом направлять и контролировать деятельность общины и даже правителей. Соперничество между суннитами и шиитами перестало быть религиозным и перешло в политическую плоскость. Начался период стагнации, которая была вызвана появлением новых игроков на ближневосточной арене. Тюрки-сельджуки, пришедшие из Средней Азии, уже были знакомы с исламом и исповедовали суннизм. Их борьба против иранского шиизма была вызвана прагматическими причинами, но вполне ложилась в русло суннито-шиитского противостояния.

Впоследствии хроникеры оправдывали походы сельджуков принципом священной войны. В 1071, после того, как сельджукиды в течение 10 лет разоряли Византию, им удалось отнять у императора Романа Диогена Малую Азию.

Подавляющее большинство мусульман в России составляют татары и башкиры.

Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?

Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской ёлке, хотя её и называют звездой. Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством от арабского «муслим» — «тот, кто покоряется».

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной но в чём точно, они не знают , но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.

Коран состоит из 114 глав сур. Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна — рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов сказаний.

В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. Другое крупное течение ислама — шииты.

Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной «обычай», «пример», «направление». Шииты представляют партию от слова «шиа» — партия , которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата , а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами — имамов.

Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда. Зарождается в 7 веке на Аравийском полуострове. До принятия ислама арабы поклонялись множеству богов, то есть они были язычниками.

Идея единобожия обычно возникает параллельно с созданием единого централизованного государства. Такая идея возникла в 6 веке- это было движение проповедников-ханифов. Одним из них был купец Мухаммед 570-632.

Мусульманство и ислам

  • Ислам Религия | Про ислам | Пророк Мухаммед | Коран
  • Ислам, его возникновение, особенности вероучения
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Возникновение и основные идеи ислама

История ислама

  • Ислам: вероучения и основные направления
  • Основы Ислама
  • Последние вопросы
  • мировая религия-ислам. | Статья по истории по теме: | Образовательная социальная сеть
  • Содержание

Какова фундаментальная религиозная идея ислама?

ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя [Богу]) – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). 2. Мусульманская религия имеет две части: 1. Аль-Иман (вера) – религиозно философское учение 2. Ад – Дин (религиозная обязанность) – религиозный культ, обряды. Основные положения вероучения ислама: Вера в Аллаха – основной догмат. источники вероучения и основные идеи ислама рождение ислама исламизация востока источники вероучения основные идеи ислама Мухамед возникновение первой мусульманской общины завоевание Мекки возникновение ислама. Известно ли вам, что Фундаментальный Ислам, от которого сегодня исходит угроза Мирового терроризма, это тот самый Ислам, который наиболее последовательно опирается на букву Корана, и который, как «устав» военного времени, призывает, отнюдь.

Фундаментальная идея ислама: целостность вероучения в Коране и Сунне

Они считают Коран, священную книгу ислама, откровением от Аллаха, записанным через Мухаммеда. Коран содержит руководство по вере, морали и поведению мусульман. Пять столпов ислама Ислам имеет пять основных обязательств, называемых столпами ислама: Шахада: Вера в единого Бога и признание Мухаммеда его пророком. Салаат: Ежедневная молитва, которую мусульмане должны совершать пять раз в день. Закаат: Обязательное пожертвование на благотворительность для помощи нуждающимся. Саум: Пост в течение месяца Рамадана, совершаемый с рассвета до заката солнца. Хадж: Паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин должен совершить хотя бы один раз в жизни, если у него есть физическая и финансовая возможность. Моральные принципы Ислам призывает к соблюдению высоких моральных принципов.

Мусульмане должны быть честными, справедливыми, сострадательными и добрыми к другим людям. Они также должны избегать грехов и злоупотребления. Судный день и жизнь после смерти Мусульмане верят в судный день, когда Аллах будет судить всех людей за их поступки в этой жизни. В зависимости от своих дел, люди будут либо награждены райской жизнью, либо наказаны адским огнем. Вера в жизнь после смерти является важной частью ислама и влияет на поведение мусульман в этой жизни. Жизнь и учение пророка Мухаммеда Пророк Мухаммед, мир ему и благословение Аллаха, родился в Мекке в 570 году. Он был последним и самым важным пророком ислама.

Мухаммед получил первое откровение от Аллаха через архангела Гавриила в возрасте 40 лет. Это откровение стало основой исламской религии и было записано в священной книге ислама — Коране. Ранняя жизнь и проповедничество Мухаммед был известен своей честностью и справедливостью еще задолго до начала его проповедничества. Он провел много времени в размышлениях и молитвах в пещерах около Мекки. Когда ему было 40 лет, он получил первое откровение от Аллаха, которое призывало его проповедовать ислам. Мухаммед начал проповедовать ислам в Мекке, но его учение стало встречаться с сопротивлением со стороны местных племенных лидеров, которые боялись потерять свою власть и влияние. Мухаммед и его последователи были подвергнуты преследованиям и жестокому обращению.

Переселение в Медину и формирование исламского государства В 622 году Мухаммед и его последователи были вынуждены покинуть Мекку и переселиться в Медину. Это событие, известное как хиджра, стало поворотным моментом в истории ислама. В Медине Мухаммед и его последователи смогли создать исламское государство и установить новые правила и законы, основанные на исламском учении. Завершение миссии и смерть Мухаммед продолжал проповедовать и распространять ислам в течение последних десяти лет своей жизни. Он завершил свою миссию, объединив большую часть Аравийского полуострова под исламом. В 632 году Мухаммед умер, оставив своим последователям наставления и указания по дальнейшему развитию исламской религии. Жизнь и учение пророка Мухаммеда имеют огромное значение для мусульман.

Он служит примером для подражания в вере, морали и поведении. Его учение и примеры жизни описаны в хадисах, которые являются вторым источником исламского закона после Корана.

Они выступают защитниками частной собственности, частной инициативы и конкуренции. Но мелкобурж. Вероучение и право И.

После 2-й мировой войны политич. Энгельсу, 2 июня 1853, Маркс К. Очерк истории, пер. Очерки, М. Хрестоматия, ч.

Исторические очерки , М. Философская Энциклопедия. В 5-х т. Под редакцией Ф. Ислам возник на северо-западе Аравии, в Мекке, где как и во всей Аравии господствовало язычество.

Основатель новой монотеистической религии, пророк Мухаммад ок. Здесь в последующие десять лет Пророку удалось сплотить вокруг себя арабское население города, а потом обратить в ислам Мекку и большинство племен Аравийского полуострова. В мусульманской империи — халифате складывалась новая мировая культура , ассимилировавшая различные культурные традиции включая философско-научное наследие античности и достигшая наибольшего развития в 9—12 вв. Прежде единое культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов — собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др. В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд.

На основе хадисов были составлены различные жизнеописания араб. Вместе с тем и в суннизме сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в Бога, ангелов, пророков включая Моисея и Иисуса , Писания в их числе — Тора и Евангелие , Судный день порой к ним присоединяют и веру в предопределение. Разделяя иудейско-христианское единобожие, ислам претендует на большую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа. В таких догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монотеизма. Как в иудаизме, Основа31 нем для антифигуризма ислама служило и опасение перед идолопоклонством.

Коранпческая картина мира , подобно библейской, теоцентрпчна и в определенном смысле антропоцентрична. Но мусульманская антропология как и иудейская , в отличие от христианской, не придает особого значения первородному греху. Согласно исламу, Бог простил прародителям Адаму и Еве их прегрешение, что снимает необходимость в искупительном божественном самопожертвовании распятии Иисуса. Священная история , изложенная в Коране, духовно циклмчпа, будучи концентрирована вокруг пророков, миссии которых в сущности своей тождественны. Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, соЛ1 царизмом, активизмом и антиаскетазмом.

Следуя этой установке. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении. Преобладавшее в нем понимание этого догмата призывало человека прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Всевышнего, а что окажется ему неподвластным, то и следует стоически принимать как предопределенное. Со временем, отчасти благодаря деятельности мистиков-суфиев, в религиозном сознании мусульман божественный детерминизм воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма. Классическая политическая теория ислама, сложившаяся в условиях халифата см.

Но и здесь политический идеал не является безусловно теократическим. В строгом смысле теократическая а точнее, иерократическая идея свойственна шиитскому исламу. Отсюда в ней примат права над догматикой. В фикзсе включающем в себя, помимо собственно правовой проблематики, культовые вопросы прежде всего получило развитие гражданское и уголовное право, в меньшей степени разрабатывались государственное и международное. Из различных толков — мазхабов фикха, сложившихся в 8—10 вв.

Самым распространенным из них которого придерживаются около трети всех мусульман мира является ханафизм, официально принятый в начале 16 в. Мазхабы различаютг ся между собой по теории и методологии фикха, а также по некоторым культовым и правовым частностям. Все толки считаются одинаково легитимными. Символично, что по углам священного пространства вокруг Каабы в Мекке с давних пор расположено по одному заведению из четырех толков. Особняком в этом отношении стоит ханбализм, представляющий собой одновременно и богословскую школу.

Его приверженцев, особенно ваххабитов, отличает неприятие инакомыслия, буквализм в понимании священных текстов, нетерпимость ко всякого рода новшествам, крайняя строгость в соблюдении религиозных обрядов и норм. В тесной связи с фикхом развивались такие религиозные дисциплины, как коранистика особенно экзегетика и хадисоведение. Из потребности в более глубоком осмыслении богооткровенных данных родилась спекулятивная теология см. Калам , главными проблемами которой стал вопрос о соотношении божественных атрибутов и божественной сущности, а также о предопределении и свободе воли. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма, возник арабоязычный перипатетизм , крупнейшими представителями которого были ал-Фарабй, Ибн Сына Авиценна и Ибн Рушд Аверроэс.

Мистическое направление в исламе представлено прежде всего в суфизме. Возникшее еще при Омейядах, суфийское движение первоначально принимало аскетические формы, выражавшие социальный протест против резкой дифференциации мусульманской общины, роскошной и праздной жизни господствующей верхушки. Позже, в 8—9 вв. В последующие два века разрозненные суфийские общины и обители начали объединяться в ордена-тарикаты, каждый из которых имеет собственную систему мистической практики, обрядов инициации и инвеституры, внешних знаков отличия. Благодаря деятельности этих орденов суфизм с 13 в.

Два главных течения ислама — суннизм и шиизм — возникли в результате раскола мусульманской общины по вопросу о верховной власти, ознаменовавшегося гражданской войной 657 г. Со временем, однако, наряду с политическими расхождениями, развились и теологические. Суннизм, окончательно оформившийся в 10 в. Как срединная развивалась, в частности, суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской.

В хадисе, который передал имам Ат-Тирмизий сказано о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, указывая на важность передачи знаний другим, просил у Аллаhа осветить, одарить радостью в День Суда лица тех, кто слышал изречения Пророка и понимал Его так, как хотел Пророк, и передал их другим, как есть — без искажений. В одном из хадисов сказано: «Ученые — наследники Пророков».

Благодаря трудам теологов Ислама, истинные знания, которым обучал Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, своих сподвижников, спустя века сохранились до наших дней. Ученые Ислама обобщили накопленные знания и развили религиозные науки.

Таким образом, для сокращения масштабов эмиграции из страны важно, чтобы в государстве сложилась стабильная социально-экономическая и политическая обстановка. Также необходимо создать положительный имидж научного работника для существенного повышения его статуса в глазах молодежи. Это позволит сократить темпы эмиграции из государства. Мусульмане не воспринимают религию отдельно от политики. Вдобавок к этому, мусульмане не в состоянии толерантно воспринимать другие религии. Основы веры требуют от мусульман, в крайнем случае, заставлять иноверцев силой принимать ислам.

На самом деле речь идёт о движении фундаментального ислама, именуемое как «Исламизм». Ислам, как мировую религию, нельзя сравнивать с этим своеобразным течением меньшинства, призывающего к насилию. Хотя это движение представляет собой большую опасность ещё и тем, что всё больше людей пополняет его ряды. Особенно это опасно, когда террористические ячейки создаются на территории государства, ведущего борьбу с этим видом террора. В чём же заключается разница между исламом и исламизмом? И каким представляется политический ислам 21 века? На сегодняшний день, в мире насчитываются огромные общины мусульман. Несколько миллионов проживают в Европе.

В то же время, мусульмане являются меньшинством в этих странах. Государственная система не является исламским государством. Но дело в том, что состояние, когда мусульмане находятся в меньшинстве, не предусмотрено правовыми нормами классического ислама. В такой ситуации предполагается, что мусульмане должны стремиться к обращению в ислам большинства. Если же этого не удаётся достичь, то нужно вернуться назад, в так называемый «Дом Ислама» или «Dar al-Islam». Но большинство мусульман в Европе, смиряются с ситуацией, когда им приходится оставаться в меньшинстве. Более этого, многие мусульмане принимают активное участие в политической жизни некоторых демократических стран, чувствуя себя при этом так же хорошо, как и их единоверцы в мусульманских странах. И все же, в Европе насчитывается несколько экстремистских организаций, пропагандирующих мировое господство ислама.

Ислам объединяет мусульман по всему миру посредством общих правил: пост в месяце Рамадан «Saum», молитвы «Salat», паломничество в Мекку «Hajj». Тот факт, что ислам рассматривается как религия с глубоким политическим уклоном, связан с историей возникновения ислама. На первом этапе возникновения ислама, пророк Мухаммед 570-632 столкнулся с проблемой. Богатые купцы Мекки, где он проповедовал свои первые божественные откровения, отказались следовать строгим нормам монотеизма и признать Мухаммеда как посланника Аллаха. Мекканский период откровений пророка, характеризуется предостерегающими примерами о божественном наказании тех, кто не последует за посланником Бога. Но Мухаммеду всё-таки приходится покинуть город и искать убежища в городе Медина Йасриб , который находится в сотне километров к северу от Мекки.

ИМАН (ВЕРА).

  • Последние вопросы
  • Какова фундаментальная религиозная идея Ислама?
  • Ислам как мировая религия
  • Ислам. Главные идеи, Суть, Принципы и Философия
  • Основы ислама
  • Кратко об исламе: основные принципы и история ислама - Православный портал «Азбука веры»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий