Плюсы о реформе ликвидиции тайной розыска канцелярии

Порядок проведения розыска в Канцелярии в 1754 г. был регламентирован специальной инструкцией «Обряде како обвиняемый пытается», утвержденной лично императрицей. По предложению Лорис-Меликова было ликвидировано "Третье отделение" императорской канцелярии – тайная политическая полиция, которая заслужила дурную славу своим вмешательством в частную жизнь людей и борьбой с оппозиционными взглядами. Тайной розыскных дел Канцелярии быть не имеет, и оная совсем уничтожается, а дела, есть ли б иногда такие случились, кои до сей Канцелярии принадлежали б, смотря по важности, рассматриваны и решены будут в Сенате.

Канцелярия тайных розыскных дел

Преображенский приказ и Тайная канцелярия были наделены равными правами. Первый принимал дела из Москвы и дальних местностей, вторая - из Петербурга и ближайших провинций. Но в Преображенском приказе с 1719 по 1724г. Было рассмотрено 1363 дела, в то время как Тайная канцелярия рассмотрела всего 280 дел. Существенное различие между Тайной канцелярией и Преображенским приказом заключалось в том, что деятельность Тайной канцелярии несла в себе больше специализации. Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ - дела, поступающие из других регионов России. Верховный тайный совет и Сенат Дальнейшая судьба первых центральных органов политического розыска сложилась следующим образом. В 1724г.

Петр несколькими указами предписал Тайной канцелярии все дела передать в Преображенский приказ, чтобы исключить существование двух параллельно и независимо друг от друга действующих учреждений, наносящих «конфузию положенному регламенту». Следующий шаг по пути дальнейшей перестройки аппарата политического сыска был сделан 24 мая 1727г. Согласно изданному в этот день указу, он должен был действовать параллельно с Преображенским приказом, причем распределение обязанностей между ними определялось по территориальному принципу: ведомству Сената подлежали дела, возникшие в Петербурге и «близлежащих губерниях и провинциях». После ликвидации Тайной канцелярии 1726г. Тайный совет разбирал дела большей важности, а остальные - Сенат. Важнейшая задача Сената, наиболее выяснившаяся у Петра при его учреждении, состояла в высшем распоряжении и надзоре за всем управлением. Одним из первых актов правительственного оборудования Сената было устройство органа активного контроля. Указом 5 марта 1711г.

Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он не был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». Обер-фискал привлекал обвиняемого к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с обвиняемого. Недоказанное обвинение запрещено было ставить в вину фискалу, даже досадывать на него за это «под жестоким наказанием и разорением всего имения». Безответственность фискалов манила к произволу и злоупотреблениям, которые и не замедлили обнаружиться. Древнерусское судопроизводство допускало извет как частное средство возбуждения судного дела, но средство обоюдоострое: подводя оговаримаевого под пытку, изветчик и сам мог ей подвергнуться. Донос становился не для фискала только, но и для простого обывателя «службой», своего рода натуральной повинностью; обывательские совести отбирались в казну, как лошади в армию. Поощряемые штрафами, сыск и донос превращались в ремесло, в заработок и вместе со штрафом грозили стать самой деятельной охраной права и порядка, даже благопристойности.

Вскоре стало очевидным, что оба учреждения имели и без того широкий круг обязанностей и не могли уделять должного внимания расследованию политических преступлений. Множество дел, ранее решавшихся в Преображенском приказе, стало буквально затоплять их. Вновь встал вопрос о создании органа политической полиции. Канцелярия Тайных розыскных дел апреля 1731гг. Возродившись из закрытого при Петре II Преображенского приказа, канцелярия работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность. На этот раз её возглавил Александр Иванович Ушаков. Человек незнатного происхождения, прошедший путь от солдата до генерала, активный помощник П. Толстого, сумевший в отличие от бывшего руководителя избежать опалы, добиться благосклонности императрицы.

Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти 1747г. К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания. Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических преступлений на территории всей России, что выразилось в распоряжении отсылать в канцелярию лиц, заявивших «слово и дело». Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения Ушакова, а за «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо. Шпионство стало наиболее поощряемым государственным служением. Все казавшиеся опасными или неудобными подвергались изъятию из общества, не исключая и архиереев.

Ссылали массами, и ссылка получила утонченно жестокую разработку. Всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тысяч человек. Из них более 5 тысяч были таких, о которых нельзя было сыскать никакого следа, куда они сосланы. Зачастую ссылали без всякой записи в надлежащем месте и с переменною имен ссыльных, не сообщая о том даже Тайной канцелярии.

Новиков, но и Емельян Пугачев. Существовала еще секретная инструкция императрицы, запрещавшая физическое воздействие на подследственных. Эксцессы, конечно, были, но они носили исключительный характер. Впрочем, появление страшных слухов о "конторе" Шешковского вполне объяснимо.

О ее деятельности, как и о работе современных спецслужб, в народе мало что знали. Это, конечно, порождало массу фантастических домыслов. Тем более, всем было памятно, что во времена Петра I и Анны Иоанновны кнут и дыба считалась самым верным средством выбивания нужных показаний из заключенных. Более того, сам Шешковский поощрял распространение таких сплетен, потому что он уже тогда понимал, насколько велика роль в раскрытии преступлений, если оказывать верное психологическое давление на подозреваемого. Многих достаточно было лишь припугнуть какими-то гипотетическими пытками. К другим достаточно было пригласить священника для покаянной молитвы. В те времена многие сами чистосердечно во всем признавались. Недаром у нас часто используется выражение "снять камень с души".

Причем каялись в своих преступлениях даже самые закоренелые разбойники и убийцы. Наверно, Салтычиха — единственная, не раскаявшаяся в своем массовом душегубстве. Но, скорее всего, причина этого — в ее душевной болезни. Ведь она явно была человеком с большими психическими отклонениями. В общем, работа Шешковского была эффективной. Но слухи о его зверствах стали легендой, которую уже невозможно опровергнуть. Ну, как, скажем, нынешнюю аксиому Запада: Россия виновата во всем. Вспоминается забавный анекдот про Степана Ивановича, опубликованный в журнале "Русская старина": "Для домашнего наказания в кабинете Шешковского находилось кресло особого устройства.

Приглашенного он просил сесть в это кресло, и как скоро тот усаживался, одна сторона, где ручка, по прикосновению хозяина вдруг раздвигалась, соединялась с другой стороной кресел и замыкала гостя так, что он не мог ни освободиться, ни предотвратить того, что ему готовилось.

В том же 1762 г. После ликвидации Тайной экспедиции её функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената. История Тайной канцелярии петровского времени. Харьков, 1910; Есипов Г. Слово и дело. Первая спецслужба России: тайная канцелярия Петра I и её преемники, 1718-1825.

Преступления религиозного характера карались в основном с помощью телесных наказаний. Особенно жестко относились к делам, в которых сделка с нечистой силой имела целью причинение вреда императору. Однако в «охоту на ведьм» эти действия так и не переросли. Упразднение Среди людей, председательствовавших в Тайной канцелярии, своим долголетием на посту и цинизмом отметился Андрей Иванович Ушаков которому знаменитый адмирал-однофамилец приходился внучатым племянником. Тайная канцелярия в постпетровскую эпоху занималась также вопросами контрразведки и разбирала различные доносы.

Зачем в 1947 году провели денежную реформу и отменили карточки

Именно при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став центральным государственным учреждением России, органом политического надзора и сыска. Императрица лично руководила особо важными расследованиями, по которым приговоры утверждала сама, в том числе по делам Е. Пугачева, Н. Новикова, А.

Радищева и других. Следствие происходило часто с применением жестоких телесных наказаний.

Начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II, российские государи придавали уголовному и политическому сыску форму государственного института. Причем если в европейских странах полицейские органы занимались всем спектром обеспечения безопасности и правопорядка, то в России функции политической полиции и полиции уголовной были разделены с момента образования правоохранительных органов и данное разделение не было формальным. Методы политического сыска отличались от приемов уголовного розыска более жестокими способами получения «признательных» показаний. Подавляющее большинство составов преступления, отнесенных к компетенции политической полиции, в качестве меры наказания предусматривали смертную казнь.

При осуществлении расследования политическая полиция не учитывала ни возраст, ни пол, ни состояние здоровья, ни общественное положение лиц, которые попали в её поле зрения. Преображенский приказ и Тайная канцелярия Центрального органа, занимающегося исключительно государственными преступлениями, до конца XVII века в России не было. Наиболее важные дела рассматривались Боярской думой, специально создаваемыми комиссиями или московскими приказами, которых к середине XVII в. Политический розыск был только лишь одной из многочисленных функций приказов. Становление правоохранительных органов на Руси, начавшееся при Иване Грозном, в XVIII веке продолжил Петр I, заложивший основы централизованных структур полиции уголовной, функции которой далеко выходили за пределы традиционной компетенции ведомства вплоть до вмешательства в воспитание детей, в домашние расходы, покрой одежды, форму прически и др. Становление абсолютизма сопровождалось крайним обострением классовой борьбы.

Что вызвало необходимость мобилизации государством всех средств для борьбы с политическими противниками. Политико-полицейская функция государства вышла на первый план. Подавление недовольства народных масс и сопротивления политике реформ со стороны консервативно настроенных бояр стали одной из важнейших очередных задач правительства Петра I, от решения которой во многом зависел успех его деятельности. Решение этой задачи требовало создания постоянно действующих государственных органов по борьбе с политическими преступлениями. Такие органы были созданы: Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Преображенский приказ возник в 1686 году в подмосковном селе Преображенском.

Приказ был первоначально обычным судебно-административным органом. В его задачи входило управление «потешными» полками Петра, а с 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и с 1697 года, после стрелецкого бунта расследованием особо важных судебных дел. Кроме того, он выполнял функции царской канцелярии, откуда шли распоряжения царя в другие учреждения и где по его указу расследовались отдельные дела различного характера. Указ о передаче Преображенскому приказу исключительного права и следствия и суда по политическим преступлениям был издан Петром, по всей видимости, в конце 1696г. Систематическая передача дел в Преображенский приказ из других учреждений началась с 1697г. Впервые в истории России государственный орган получил в части политического сыска полномочия, которые простирались на подданных всего государства, без различия сословий.

Законодательно закрепил подобную практику царский указ от 25 сентября 1702г. Возглавил это учреждение и долгие годы руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. Он принадлежал к старинному роду, берущему начало от легендарного Рюрика. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Князь Ромодановский, несмотря на принадлежность к консервативной части боярства, сразу и навсегда сделал свой выбор, приняв сторону молодого царя. Это был один из наиболее преданных людей, окружавших Петра, пользовавшийся его безграничным доверием.

Князь-кесарь лично вел наиболее серьезные дела, раскрывая заговоры бояр против государя. Для получения показаний он активно использовал пытки, в том числе и дыбу. Преображенский приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Упразднен в 1729г. Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии просуществовали до 1723 года , которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине.

Также в помощь Преображенскому приказу Петр I образовал судебную коллегию из бояр, в функции которой входили помощь главному судье при рассмотрении дел и вынесение решений по отдельным их категориям. Параллельно с Преображенским приказом, действовавшим в Москве, расследованием наиболее важных политических преступлений занималась Тайная канцелярия, созданная в Петербурге в 1718 году Петром I для ведения следствия по делу царевича Алексея, старшего сына царя от первого брака с Евдокией Лопухиной, обвинявшегося в государственной измене. Руководство канцелярией царь возложил на Петра Андреевича Толстого. Дворянин, близкий родственник царевны Софьи и участник стрелецкого бунта, сумел найти подход к Петру и добиться его расположения. Во многом этому способствовали дипломатические способности Толстого, особенно проявившиеся в период Русско-турецкой войны. Руководитель Тайной канцелярии оправдал доверие царя, нашел беглеца и уговорил его вернуться в Россию, где царевич Алексей отрекся от прав на престол.

Так как следствие установило наличие заговора против Петра I, бывший наследник трона был заключен в Петропавловскую крепость и особым судом, сформированным из членов Сената, Синода и генералитета, 24 июня 1718г. Приговорен к смертной казни. По существующей версии, он был задушен в тюрьме в ночь на 26 июня. Эти «заслуги» припомнили Толстому после смерти Петра I. Руководитель политического розыска был отправлен в Соловецкий монастырь, где в возрасте 82 лет скончался 30 января 1729г.

Согласно документу все наличные деньги граждан и организаций должны были обмениваться на новые купюры образца 1947 года в соотношении 1:10. То есть 10 рублей в старых деньгах шли за 1 рубль в новых.

Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях — вклады размером до 3 тысячи рублей включительно оставались без изменения — переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми. Накануне отмены карточек поднялись цены на пайковые товары. Это позволило в 1948-1953 годах неоднократно снижать цены. Не менялся внутренний и международный курс рубля, равно как и его золотое содержание. Кроме того, это должно было воспрепятствовать спекулятивным элементам, накопившим значительные суммы за годы войны, скупать товары после отмены карточной системы. Устанавливались единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары.

В одной из царских записных книжек 1722 года есть запись: «Определить, каким делам быть в Преображенском приказе». В том же году указ от 29 апреля уточнил, что дела приказа состоят в расследовании обвинений «в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных». Доклад И.

Ромодановского от 6 июня 1722 года содержал просьбу: пока «ныне не все государство определено», то есть реформа не закончена, гвардейские полки оставить в ведении приказа, как и судебные дела гвардейцев. В январе 1724 года Петр распорядился «следующияся в Тайной розыскной канцелярии дела важные решить. А вновь прежде бывшим колодников и дел присылаемых ниоткуда не принимать; понеже оставшие за решением дела отослать в Правительствующий Сенат и с подьячими». Однако из-за смерти царя эта реформа до конца доведена не была. Тайная канцелярия продолжала работать, заканчивая сопутствовавшие делу царевича розыски и расследуя государственные преступления, совершенные преимущественно в Петербурге. В мае 1726 года Тайная канцелярия была ликвидирована. Ее функции передали Преображенскому приказу и чрезвычайному высшему органу власти — Верховному тайному совету из шести министров, который взял на себя дела по текущему управлению страной при неспособных ими заниматься неграмотной императрице Екатерине I 1725—1727 и юном Петре II 1727—1730. Указ от 26 августа 1726 года разрешил губернаторам предварительно рассматривать изветы по «первым двум пунктам»: если заявитель не признавался, что затеял донос ложно, и не менял показаний под пыткой, его надлежало отправлять в Москву. В марте 1729 года старый и больной Ромодановский попросился в отставку, которая была принята.

С уходом последнего «князя-кесаря» был упразднен и его приказ: Верховный тайный совет распорядился отныне подавать ему дела «по первым двум пунктам», а «прочие, в которых меньше важности», — в Сенат. Однако неясность в классификации розысков по «большей» и «меньшей» важности привела к тому, что на заседаниях высшего органа государственной власти его членам приходилось лично принимать и рассматривать доносы, допрашивать дворовых мужиков и сортировать прибывавших колодников. Голицына этим занимались генерал А. Волков и обер-комендант Петербурга И. В 1727 году они несколько раз докладывали Совету по «розыскным делам»;[50] но после свержения Меншикова его «креатуры» Волков и Фаминцын попали в опалу и комиссия фактически распалась. Местные администраторы считали за лучшее перестраховаться и отправляли в столицу обычных уголовников и ложных доносителей, по злобе или вообще «напрасно» кричавших «слово и дело». Однако ликвидация службы по защите «чести» государя и расправе с его политическими противниками в условиях начавшейся «эпохи дворцовых переворотов» оказалась преждевременной — в ней нуждалась каждая правившая группировка. Обстоятельства восшествия на престол в 1730 году императрицы Анны Иоанновны попытка ограничить ее власть сочиненными Верховным тайным советом «кондициями» и появление нескольких дворянских проектов ускорили возрождение карательного органа. Именной указ от 10 апреля 1730 года обозначил пределы «слова и дела»: «1 Ежели кто каким умышлением учнет мыслить на наше императорское здоровье злое дело, или персону и честь нашего величества злыми и вредительными словами поносить.

Таким неизменным корпус государственных преступлений оставался до конца XVIII столетия — хотя само выражение «по первым двум пунктам» в делопроизводстве сохранилось. С упразднением Верховного тайного совета государственные преступления расследовались в Сенате. Доносить о них следовало губернаторам и воеводам — а те должны были определить основание, по которому сказывалось «слово и дело». Если это был «первый пункт», то всех участников процесса «под крепким караулом» немедленно отправляли в Сенат. По второму — губернаторы и воеводы должны были «розыскивать» дело самостоятельно, а «буде дойдет до пытки, то и пытать, а в наш Правительствующий Сенат того ж времени, ни мало не отлагая, с нарочными курьеры писать». Следующий именной указ от 24 марта 1731 года констатировал, что от передачи после ликвидации Преображенского приказа всех «важных дел» в Верховный тайный совет и в Сенат «в прочих государственных делах имеетца немалое помешательство».

Полицейская реформа.

Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став. После недолгих перерывов при очередных монархах маховики Тайной канцелярии, сохранявшей при этом свое название, запускались вновь на полную силу. В сентябре того же 1719 года кн. Ромодановский уезжает из Петербурга и передает это дело обратно Тайной канцелярии и опять «по именному царского величества указу» «для розыска и учинения указа». 6 апреля 1731 года в Российской империи создали Канцелярию Тайных розыскных дел (её ещё сокращённо называют Тайной канцелярией), получившую право расследования политических дел на всей территории России. дела, поступающие из других регионов России.

Первая секретная служба России. Как при Петре I расцвел тайный розыск

Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно. В 1718 году, когда еще продолжался розыск царевича Алексея, в Петербурге была образована Канцелярия тайных розыскных дел. Ведомство расположилось в Петропавловской крепости. В 1718 г. была образована Тайная канцелярия, ликвидированная в 1726 г. В 1729 г. ликвидирован Преображенский приказ и розыскные функции переданы Верховному тайному совету, а с 1731 г. — Канцелярии тайных розыскных дел. Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став.

Манифест о ликвидации тайной канцелярии. Тайная канцелярия, которую учредил Петр I

Манифест от 21 февраля 1762 г. Об уничтожении Тайной розыскной Канцелярии. Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став. Порядок проведения розыска в Канцелярии в 1754 г. был регламентирован специальной инструкцией «Обряде како обвиняемый пытается», утвержденной лично императрицей. Все полномочия канцелярии после ее ликвидации переходили Сенату. Сама Тайная канцелярия была организована еще Петром I в 1718 г. Целью данного органа первоначально стало ведение следствия по делу царевича Алексея Петровича. В общем русле этой политики следует рассматривать создание и деятельность сенатской Тайной экспедиции (октябрь 1762 г.), учрежденной вместо ликвидированной Петром III Тайной канцелярии и находившейся под личной опекой Екатерины II.

Полицейская реформа 1880 г и образование Департамента полиции

Тайная экспедиция при Сенате, центральное государственное учреждение в России, орган политического розыска (1762—1801). Учреждена по указу императрицы Екатерины II, заменила Тайную канцелярию. Тайная канцелярия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. В первые годы существовала параллельно с Преображенским приказом (Преображенский приказ и канцелярия[1][2]), выполнявшим сходные функции. 6 апреля 1731 года в Российской империи создали Канцелярию Тайных розыскных дел (её ещё сокращённо называют Тайной канцелярией), получившую право расследования политических дел на всей территории России. Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий