Когда состоялся первый концерт мусоргского

Мусоргский был одним из первых композиторов, использовавших русскую народную музыку в своем произведения проникнуты духом русской культуры и природы. Например, в своей опере “Борис Годунов” он использовал русские народные песни и мелодии. русский композитор, участник "Могучей кучки" - родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине. Отец пересмотрел взгляды на увлечения сына музыкой, поэтому в культурной столице России Модест занимался у музыканта и педагога Антона Августовича Герке. Вскоре Мусоргский презентовал родственникам первую сочинённую им пьесу.

Краткий курс истории. Модест Петрович Мусоргский

Мусоргский продемонстрировал свои навыки на вечере-концерте, организованном студенческим Обществом словесности и искусства. Это мероприятие стало первым шагом в его музыкальной карьере и заложило фундамент для его будущих достижений как композитора и пианиста. Расцвет таланта: В юном возрасте Модест Мусоргский начал проявлять свой музыкальный талант. Всего в пяти лет мальчик начал учиться играть на пианино. Уже в 12 лет Мусоргский выступил перед публикой в качестве пианиста. Такие ранние успехи свидетельствовали о его невероятном музыкальном потенциале. Мусоргский проявил себя не только как виртуозный пианист, но и как композитор. Он писал музыку с детства и уже в подростковом возрасте создал свои первые сочинения. Его ранние произведения отличались оригинальностью и глубиной выражения. Возраст: Достижение: Первое выступление перед публикой как пианист Ранние концерты Мусоргского вызвали восторг и признание слушателей.

Он был отмечен за свою технику, музыкальность и выразительность. Это стало отправной точкой для того, чтобы он продолжил развивать свою музыкальную карьеру и впоследствии стал одним из величайших композиторов своего времени. Оцените статью.

На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А.

Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Некрасова , «Спи-усни, крестьянский сын» из «Воеводы» А. Островского , «Гопак» из «Гайдамаков» Т. Шевченко , «Светик Савишна» и «Озорник» обе последние — на слова Мусоргского и многое др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» на сюжет известной картины В. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» текст принадлежит композитору.

Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» 1875—1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка и т. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой «музыкальной драмой». Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» 1869 и 1874 гг. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века , сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке — «многие шероховатости и промахи». Такого рода предрассудки во многом были характерны прежде всего для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. От него подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы. В действительности не только инструментовка, но и весь стиль Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, которая господствовала в годы его жизни.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма» «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века раскола и стрелецкого бунта. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия , а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа характерного для стандартной оперной драматургии того времени , раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Заслуживает внимания «Интермеццо» сочинено для фортепиано в 1861 г. В XX веке начали появляться издания произведений Мусоргского в оригинальных версиях, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский музыковед П. Ламм, издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», равно как и вокальные и фортепианные сочинения композитора — всё в авторской редакции.

Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки. Их международному успеху немало способствовало восхищённое отношение таких композиторов как Дебюсси, Равель, Стравинский, а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил их уже в начале XX века в своих «Русских сезонах» в Париже. Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции. Яркий колорит, порой даже изобразительность фортепианного цикла «Картинки с выставки» вдохновили нескольких композиторов на создание оркестровых версий; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. Мусоргский и Гартман Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман 1834—1873 вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный… Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи».

В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат «пенсионер» Императорской Академии художеств. По возвращении в Россию, за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году он получил звание академика. Стремление Гартмана вводить в проекты русские народные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому, скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.. В феврале — марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе В. Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ В.

Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробужденной фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Обложка первого издания "Картинок с выставки".

Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг. В центре его творчества - народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы.

Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологическо - музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. Однако музыкальный язык Мусоргского , продолжателя традиций М. Глинки и А. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм западно-европейской классики в т. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приёмами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М.

Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Proudly created with Wix.

Его родители решили отправить его на уроки музыки, когда заметили его необычайный талант и любовь к музыке. Маленький Модест стремительно прогрессировал и уже в раннем возрасте проявлял великолепные навыки исполнителя.

Перед первым публичным выступлением Модест Мусоргский был очень взволнован, но его страсть к музыке победила страх. Он исполнил несколько произведений на фортепиано, показав свою техническую мастерство и потрясающую музыкальность. Публика была поражена его талантом и выразила восхищение его выступлением. После этого Мусоргский продолжал развивать свои навыки и исследовать различные музыкальные жанры. Он стал известным своими пианистическими выступлениями и аккомпанировал другим музыкантам. Его артистические начала открыли ему двери в мир музыкальной карьеры и положили основу для его будущего творчества. Стремление к музыкальной карьере: Уже с раннего детства Модест Мусоргский проявлял яркое искусственное начало, оказываясь окруженным музыкой.

Игра на фортепиано и композиторская деятельность были его страстью. Родители рано обнаружили его музыкальные способности и стали поддерживать его в стремлении стать пианистом и композитором. В возрасте пятнадцати лет Мусоргский впервые выступил перед публикой как пианист. Это был его первый шаг на пути к музыкальной карьере. Он демонстрировал свой талант и продемонстрировал свои навыки игры на фортепиано, заставив аудиторию оценить его музыкальное мастерство.

Модест Мусоргский - биография, новости, личная жизнь

Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение , по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка». Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке.

Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории Римский-Корсаков создает «Псковитянку» и, очень разные по характерам и творческим принципам , прекрасно дополняют один другого. В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения.

Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю.

Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году. Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке.

Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение , Мусоргский вместе с певицей Д.

Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста.

Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы , замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В.

Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский брат драматурга - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку».

Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация.

Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского. Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния. Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду.

Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник. Михеева Основные даты жизни и творчества: 1839. Филда в доме родителей для гостей. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге.

Герца на домашнем благотворительном концерте. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. Встреча с А.

Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. Знакомство с А. Кюи и М. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. Стасовыми в доме М.

Выход в отставку с военной службы. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции молодёжи. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К.

Лядова Мариинский театр. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Поступление на службу чиновником в Инженерное управление. Создание песни "Калистрат" на слова Н.

Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. Уход со службы в Инженерном управлении. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву. Показ "Женитьбы" в доме Кюи.

Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов". Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В.

Исполнение финала 1-го д. Коллективная работа совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. Начало работы над "Хованщиной". Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре.

Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. Участие в концерте Ю.

Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой. Билеты на премьеру "Бориса Годунова" раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную.

Зарубежные премьеры "Бориса Годунова" и "Хованщины" прошли в Париже — в 1908 и 1913 годах соответственно. Не считая произведений Чайковского, "Борис Годунов" - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах. Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи "Бориса Годунова" 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена. Мусоргский — любимый композитор Ф. Дореволюционные постановки "Бориса Годунова" были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф. По-настоящему оценили произведение только в советское время.

С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 — в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра — обе редакции. Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора. Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна.

Мусоргские — смоленская ветвь царского рода Рюриковичей. Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ — главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это — единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием. Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце.

Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения.. Мусоргский — третий по исполняемости русский оперный композитор. Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н. Римского-Корсакова, не признавал его правок в "Борисе Годунове".

Среди зарубежных последователей композитора — К. Дебюсси и М. Мусорянин — прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой. В России "Хованщина" впервые прозвучала в 1897 году, исполненная Русской частной оперой С. И только лишь в 1912 она была поставлена в Большом и Мариинском театрах.

В советские годы Михайловский театр Санкт-Петербурга носил имя М. После реконструкции и возвращения исторического названия в качестве звонков в театре звучат несколько тактов из вступления к "Хованщине" "Рассвет на Москве-реке" , как дань уважения великому композитору. Обе оперы Мусоргского требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для точной передачи выразительности музыки. Эта постановка была последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции.

У истоков её становления была триада композиторов-ровесников, родившихся в 1740-х годах, чьи дарования раскрылись в разных сферах: Максима Березовского — в хоровой, Ивана Хан- дошкина — в скрипичной, Василия Пашкевича — в оперной. В дальнейшем это проявится и в опере, в которой хор будет играть едва ли не самую значительную роль. Хоровой концерт был единственным высоким музыкальным жанром в России XVIII века, взрастившим в следующем веке искусство всех русских композиторов от М. Глинки до С. Свиридова, В. Гаврилина, Р.

Щедрина и других композиторов. Её временное отставание от западных образцов имеет свои причины. Весь опыт, сложившийся в сфере хоровых жанров, трансформировался в опере. Предшествующее развитие хорового концерта оказалось той почвой, на которой впоследствии расцвела русская опера. Итак, три главных источника послужили развитию национальной оперы: хоровое искусство, народная песня, слово. Музыкальная драма характеризуется способностью к гибкому синтезу слова, сценического действия и музыки. Её отличает значительность идей. Это доказали М. Мусоргский достиг непревзойдённого мастерства в интонационной обрисовке характеров своих персонажей. Мусоргский не просто воплощает правду жизни, но устами своих героев словно исповедуется перед нами.

Он ведёт своё повествование, ничего не утаивая и не приукрашивая. Музыкальная исповедь его многогранна, как и талант. Успехи в игре на фортепиано не заставили себя долго ждать, так что к 9 годам он был уже профессиональным пианистом. Этому решению способствовало знакомство с А. Даргомыжским, М. Балакиревым, Ц. Кюи, братьями В. Стасовыми и с А. Бородиным, ставшим его близким другом. Первая мысль об опере появилась у семнадцатилетнего композитора в связи с романом В.

На их основе можно было создать многоплановое сценическое действие, в котором участвовали злодеи и благородные герои. Параллельно с обдумыванием оперы на сюжет В. Мусоргского, А.

Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства» где с 1872 г. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. Леоновой , поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе и часто исполнял собственные новаторские сочинения.

Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора хотя и ненадолго , что путь его «к новым берегам» избран верно. Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой в том числе, древнерусской монодией , в мелодике, гармонии модализмы , линеарность , нестандартная аккордика , в том числе, квартаккорды , ритмике сложные, «неквадратные» метры , оригинальные ритмоформулы , форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться например, у него почти полностью отсутствует имитационно- полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии.

Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. Любовная лирика как таковая привлекала его мало.

Региональный центр чтения

Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Мусоргский — величайший художник-трагик. И этой главной чертой своего мировоззрения он тесно связан со своей эпохой. Модест Мусоргский – самый популярный из русских композиторов, входил в состав «Могучей кучки». Настоящую славу принесла ему опера «Борис Годунов». Модеста Мусоргского не зря называют исконно русским композитором. Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской области. Кто был его первой учительницей музыки? Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских[7]. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Стасов первым заявил, что «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Оперы М. прочно утвердились на сцене только на рубеже 19 и 20 вв.

Сообщить об опечатке

  • Биография Мусоргского
  • 21 марта 1839 года родился гениальный русский композитор - Модест Петрович Мусоргский!
  • Модест Петрович Мусоргский
  • «Мне становится близким всё русское…» / Культура
  • Последние годы жизни

Жизнь и творчество М.П. Мусоргского презентация, доклад

Мусоргский в Консерватории имени Мусоргского. На Урале возродили последнюю, незаконченную оперу великого композитора. В Екатеринбурге состоялось центральное из череды событий, которыми Уральская консерватория отметила свое 85-летие. Краткая биография Мусоргского. Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Первый концерт Мусоргского состоялся в 1858 году, когда ему было 19 лет. На этом концерте Мусоргский исполнил свои собственные произведения на фортепиано. Однако первый публичный концерт Мусоргского состоялся лишь в его 16 лет. Это было выступление в Николаевском дворце в Петербурге. В этом концерте Мусоргский презентовал свои сочинения для фортепиано, арпеджио и импровизацию. Модест Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в cеле Карево Псковской губернии в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Занимался игрой на фортепиано со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт Дж. Стасов поделил творческую деятельность Мусоргского на 3 периода: «период музыкального исследования, период полного расцвета музыкальной индивидуальности и творческой независимости и период угасания и ослабления» (Тарушкин, 1993).

Биография Мусоргского

  • Краткая биография Модеста Мусоргского
  • Краткий курс истории. Модест Петрович Мусоргский
  • Мусоргский в Консерватории имени Мусоргского
  • Мусоргский, Модест Петрович - ПЕРСОНА ТАСС
  • Слайды и текст этой презентации

«Мне становится близким всё русское…»

В 1858 году, после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии. Большое значение для его духовного развития имело первое посещение Москвы в 1859 году, где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. История жизни Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Модест Мусоргский родился 9 марта (21 марта) 1839 года, в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Стасов первым заявил, что «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Оперы М. прочно утвердились на сцене только на рубеже 19 и 20 вв.

Модест Мусоргский — биография

  • ​Модест Петрович Мусоргский - выдающийся русский композитор — Общенет
  • Мусоргский впервые выступил перед публикой как пианист в юном возрасте
  • 2024 - Год семьи в России
  • «Мне становится близким всё русское…»
  • Модест Мусоргский

Мусоргский в Консерватории имени Мусоргского

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 г. в селе Карево Псковской губернии, в семье помещика. Новаторское значение творчества М. лишь немногими было оценено при его жизни. Стасов первым заявил, что "Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы". Оперы М. прочно утвердились на сцене только на рубеже 19 и 20 вв. гениальный композитор, который не придерживался правил музыкальной грамматики. Он стремился к чему-то новому. Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX в., гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий